Чувствительные датчики для малых потоков
А все началось с того, что, будучи студентом четвертого курса факультета информатики и вычислительной техники ИжГТУ, Кирилл Никитин решил заниматься наукой и обратился к заведующему кафедрой вычислительной техники Виктору Александровичу Куликову с просьбой помочь в выборе темы. Тот предложил свое научное руководство и тематику, показавшуюся студенту интересной.
- Для чего нужно измерять малые тепловые потоки в грунте? - объясняет автор актуальность своей работы. - Это важно, например, для сельского хозяйства, чтобы можно было контролировать промерзание почвы. Но особенно это необходимо в сфере жилищно-коммунального хозяйства - для устранения аварий на ранних этапах, когда происходят прорывы теплотрасс и теплопроводов. Существующие датчики не чувствуют малые тепловые потоки, когда появляется, допустим, небольшая трещина, откуда течет горячая вода.
Существует множество датчиков различных конструкций. Плоский датчик может измерять тепловой поток только на поверхности, а он уже искажен. Наш датчик цилиндрической конструкции - его погружают в грунт, и внешняя среда не сказывается на результатах измерения. Цилиндрические датчики существовали и раньше, но они, как правило, предназначались и предназначаются для использования в промышленности и измерения больших тепловых потоков, например, в котлах атомной электростанции. Плюс ко всему у них очень высокая погрешность, поскольку они исследуют тепловые потоки очень большого значения и номинала. Наши же тепловые потоки очень маленькие, от 0,1 Ватт (это фоновый тепловой поток грунта) до 1 Ватт на кв. метр. Настолько чувствительных датчиков пока нет, во всяком случае, они не встречались мне, когда я делал патентный поиск.
Минимум для молодого ученого
Нетрудно догадаться, что Кириллу Никитину нравится решать трудные задачи. И желание заниматься научными исследованиями пришло к юноше отнюдь не внезапно: еще учась в математическом классе 85-й ижевской школы, он занимался в радиокружке, и вообще, по его словам, любил что-то собирать своими руками. И сейчас был бы не против заняться чем-нибудь "этаким", для души, помимо совершенствования своей измерительной системы, - например, собрать систему "Умный дом", которая, по словам Кирилла, не так уж и сложна. Пока мешает одно "но" - катастрофически не хватает времени. Это, наверное, знакомо многим современным студентам и магистрантам, когда параллельно приходится учиться и работать. Кирилл Никитин, кстати, еще и является куратором первокурсников, и ему это нравится: "интересно же посмотреть, кто приходит к нам в университет, поработать с ними".
Сомнений в том, оставаться ли в науке, продолжать ли исследования, у него нет. Закончив бакалавриат с красным дипломом, он стремится к красному диплому магистра и собирается поступать в аспирантуру ИжГТУ, где продолжит работать над своей диссертацией. Сейчас в его научном "портфолио" есть уже несколько серьезных публикаций, в том числе и в изданиях, рекомендованных ВАК. Подобная целеустремленность всегда вызывает уважение, но и некоторые вопросы:
- Кирилл, какие, на ваш взгляд, есть плюсы учебы в магистратуре?
- Прежде всего, человек начинает мыслить самостоятельно, искать и находить нестандартные решения. Появляется больше свободного времени для своей научной работы. Далее, одним из обязательных условий для магистранта является публикация - следовательно, он должен научиться грамотно излагать свои мысли, благодаря чему формируется и научный стиль речи. Опять-таки ты продолжаешь получать знания на лекциях и много узнаешь в процессе работы над своей диссертацией.
- Какие качества сегодня необходимы молодому человеку, чтобы добиться успехов в науке?
- Во-первых, это увлеченность процессом: если наука для тебя является обычной работой, то никакого прогресса не будет. То есть прежде всего должно быть интересно самому. Во-вторых, необходим базовый набор знаний в той тематике, в которой ты работаешь. И третье - это стремление чего-нибудь добиться. Думаю, это и есть необходимый минимум для начинающего ученого.