Заместитель директора Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, д.и.н, профессор Маргарита Григорьевна Иванова рассказывает об опыте академических институтов Удмуртского научного центра по проведению междисциплинарного исследования средневекового городища.
Археологическая экспедиция Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН с 1970 г. проводит исследование археологических памятников в северных районах Удмуртии. Значительными площадями исследованы городища, многие погребальные памятники. Полученные богатейшие материалы позволили раскрыть различные стороны жизнедеятельности средневекового населения, издать ряд научных, научно-популярных книг, альбомов, учебных пособий, создать Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики "Иднакар" в городе Глазове, пополнить фонды Национального музея УР. В итоге весь бассейн р. Чепцы стал своеобразным музеем удмуртских древностей.
Наибольшую известность получили итоги исследований на городище Иднакар, который стал одним из наиболее изученных памятников финно-угорского средневековья. И особенно важно, что при исследованиях этого интереснейшего памятника сотрудниками Физико-технического института УрО РАН разработаны новейшие методы и методики, которые стали применяться на значимых памятниках России от Западной Сибири до северного Кавказа.
Многолетние исследования этого эталонного памятника привели к необходимости сравнительного изучения процессов освоения и использования площадок других аналогичных памятников. Поэтому с 2011 г. совместно с сотрудниками Физико-технического института УрО РАН, Центра по эксплуатации и реставрации объектов культурного наследия, Историко-культурного музея-заповедника “Иднакар”, Глазовского государственного педагогического института началась реализация нового проекта по изучению Кушманского комплекса памятников в Ярском районе Удмуртской Республики.
Учкакар, наряду с городищами Иднакар и Гурьякар, относится к числу крупных поселений, укрепленных мощной системой обороны. Он расположен на правом берегу р. Чепцы в ее нижнем течении, имеет две просматривающиеся линии обороны, мощный культурный слой и является центром средневекового микрорегиона. Являясь самым западным поселением на территории чепецкой культуры с прекрасным обзором течения реки и долины на многие километры, оно, безусловно, имело стратегическое значение.
Городище впервые упоминается в переписях XVII в., в 1880-х гг. обследовалось А.А. Спицыным и Н.Г. Первухиным, широкие раскопки проводились в 1930 г. московским археологом А.П. Смирновым, ставшим позднее известным археологом финно-угроведом. В результате раскопок им были исследованы жилые и производственные сооружения, получена большая коллекция вещевого материала, основная часть которого хранится в Российском историческом музее в г. Москве. В то время материалы остались неопубликованными, в последние годы своей жизни он доверил их публикацию М.Г. Ивановой, тогда его аспирантке (Ижевск, 1976).
Основная задача проекта 2011–2013 гг. заключалась во внедрении современных методик, ориентированных на более тщательную фиксацию материала с целью получения максимума информации при раскопках минимальных площадей. За три полевых сезона с применением комплексной методики геофизических исследований выявлена мощность культурного слоя на всех структурных частях, полностью изучена вся площадка городища с локализацией объектов планировки (сооружения, ямы, очаги), изучена структура двух линий оборонительных сооружений и выявлена не фиксируемая ныне внутренняя линия. Впервые на территории Прикамья обнаружен культурный слой с объектами планировки за пределами третьей, внешней линии укреплений.
С целью верификации результатов геофизических исследований предприняты археологические раскопки ключевых участков на внутренней, средней и внешней частях городища. В результате получены источники о конструкции сооружений, а также коллекции вещевых материалов для культурно-хронологических обоснований памятника.
Наибольшая мощность слоя выявлена на средней части. Место раскопок вблизи среднего вала было определено по результатам геофизических исследований слоя с ярко выраженной аномалией. По аналогии с данными городища Иднакар можно было предположить наличие площадки прокаленной глины, как правило, составляющей центральную часть жилища. Раскопки 2011–2012 гг. подтвердили прогноз – в центре раскопа была обнаружена глинобитная конструкция со следами долговременного воздействия огня. Вокруг фиксировались очаги, сложенные из песчаника, заполненные золой, крупные скопления костей животных.
Предварительно выделено три уровня залегания сооружений. Большей выразительностью отличается комплекс второго уровня с мощной площадкой прокаленной глины с прослойками гумуса с золистыми включениями, свидетельствующими о неоднократных подновлениях. Комплекс третьего уровня, включающий площадку прокаленной глины, разновременные очаги и яму, по элементам интерьера и составу находок можно отнести к жилым. На материковом слое зафиксированы столбовые ямки разных размеров, связанные с конструкциями сооружений. В целом по составу, характеру залегания и вскрытым объектам культурный слой аналогичен другим укрепленным поселениям бассейна р. Чепцы Х–XIII вв. – Иднакару, Гурьякару и Весьякару.
Выразительный комплекс лепной керамики с раковинной примесью характерных для чепецких памятников чашевидных форм, набор изделий из кости (кочедыки, ложки, копоушки, гребни, пряслица с геометрическим орнаментом), безусловно, подтверждает включение городища в круг памятников чепецкой культуры. Как и на других городищах выразительны зооморфные изделия из кости и рога. Впервые на чепецких памятниках обнаружена уплощенная орнитоморфная подвеска с развернутыми крыльями, выполненная из рога по мотивам пермского звериного стиля. По поверхности крыльев и расширенной хвостовой части нанесены циркульные кружки. Еще одна подвеска выполнена из позвонка крупного животного и отдаленно напоминает фигурку медведя.
Для хронологических определений наиболее показательны стеклянные бусы: в нижних горизонтах абсолютно преобладают лимоновидные бусы X–XI вв., в отличие от верхних горизонтов, где преобладают одноцветные и глазчатые заглушенного стекла, изготовленные из навитой трубочки, более характерные для XI–XIII вв. Хронологии бус не противоречат находки в нижних горизонтах кресала калачевидной формы, фрагмента проушного широколезвийного топора с выемкой и опущенным лезвием славяно-финского типа, отдельных украшений из бронзы и деталей к ним, составной расчески из кости. Для верхних горизонтов особенно показательны поясные накладки аскизского типа, бытовавшие в регионе с конца XI до конца XII в., коленчатый ключ от врезного замка из железа XI–XIII вв., детали поясного убора из бронзы. Таким образом, материалы, полученные в результате раскопок внутренней городища Учкакар, в целом укладываются в хронологические рамки Х–XIII вв., но для более точных определений необходимы более детальные разработки соответствия датирующего вещевого материала содержанию культурных напластований.
Работы 2013 г. были сосредоточены на других структурных частях. На внешней части геофизическими измерениями выявлен культурный слой мощностью 30–40 см и около 40 ям, равномерно расположенных пятью нечеткими рядами. Раскоп площадью 81 кв.м заложен за линией рва средней линии укреплений. Здесь вскрыты конструкции двух ям. Интересна округлая яма, перекрывающая другую яму квадратной формы с обшивкой из деревянных досок. Расположенные вокруг нее столбовые ямы позволяют предполагать наличие рухнувшей конструкции.
Заполнение другой ямы прямоугольной формы состояло из скопления крупных прокаленных камней. Столбовые ямки, выявленные на дне ямы, свидетельствуют о наличии перекрытия. Возможно, яма составляла часть наземной постройки с отопительным сооружением. По составу керамики, бус эта часть могла функционировать в XI–XIII вв.
Для выявления характера слоя на мысовой части был заложен раскоп, разрезающий предполагаемый ров, обнаруженный в результате геофизических измерений. Рядом со рвом обнаружены остатки насыпи вала, который был выровнен. На его поверхности прослежены скопления золы и столбовые ямы, позволяющие предполагать бытование здесь постройки. За пределами рва, на средней части выявлена площадка глины, которая тоже могла составлять часть сооружения. Этот раскоп был законсервирован, выборка слоя будет продолжена в следующем сезоне.
При проведении раскопок с учетом новых методик проведен отбор археоботанических и палеопочвоведческих образцов и формирование остеологической коллекции, переданные для обработки в Институт археологии РАН (г. Москва), Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (г. Пущино). Полученные предварительные результаты анализа археоботанических и палинологических проб, оценки структуры коллекции костных остатков уже вносят существенные коррективы в сложившиеся представления об отдельных направлениях хозяйства, после обработки всего объема материалов возможно значительное уточнение модели хозяйственной жизни средневекового населения.
Обширные материалы раскопок требуют детального научного анализа и осмысления, но, безусловно, результаты полевых исследований Кушманского городища (планиграфия и стратиграфия, база данных вещевого материала) крайне важны для сравнительного анализа особенностей формирования планировочной структуры средневековых поселений Прикамья.
Для реконструкции структуры городища в следующем сезоне планируются археологические раскопки объектов напольной части поселения, расположенной за пределами внешней линии укреплений. Полученные материалы могут внести существенные уточнения в концепцию развития городища и в целом, а также в изучение закономерностей развития укрепленных поселений Прикамья в русле градообразовательных процессов Восточной Европы.
В проекте активно участвуют сотрудники Автономного учреждения культуры Удмуртской Республики "Центр по охране объектов культурного наследия", деятельность которых направлена на определение границ территорий объектов археологического наследия в целях постановки на государственный учет. И еще немаловажное обстоятельство состоит в том, что с 1985 г. в экспедициях проходят археологическую практику студенты исторического факультета ГГПИ, которые с первого курса включаются в русло осмысления историко-культурного наследия и исследовательское пространство с самыми передовыми технологиями.
Коллекции пополнят фонды Историко-культурного музея-заповедника “Иднакар”.