Летом 2008 года на кафедру теплогенерирующих установок и газоснабжения Ижевского государственного технического университета пришло приятное известие: разработанная научными сотрудниками и студентами кафедры особая конструкция дымовых труб, позволяющая предотвращать конденсацию водяных паров, получила патент на изобретение. Авторами изобретения стали кандидат технических наук Ольга Ивановна Варфоломеева, старший преподаватель кафедры Дмитрий Анатольевич Хворенков и магистрант ИжГТУ Рашид Касимов.
Рашид Касимов
Начиналось все со студенческой, курсовой работы Рашида Касимова - мы уже рассказывали о нем и его первых научных достижениях. Его проект "Метод борьбы с конденсацией водяных паров в дымовых трубах с одновременной утилизацией теплоты уходящих газов" был представлен на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Энерго- и ресурсосбережение", которая ежегодно проходит в УГТУ-УПИ в Екатеринбурге. Проект также получил диплом первой степени на IV выставке-сессии инновационных проектов студентов и молодых ученых в ИжГТУ, и его автор и научные руководители решили отправить заявку на патент конструкции инновационной дымовой трубы.
Ольга Варфоломеева
- И вот 27 июля нам пришел документ, подтверждающий, что принято решение о выдаче патента, - говорит заведующая кафедрой теплогенерирующих установок и газоснабжения Ольга Ивановна Варфоломеева. - Получилось, что студенческая работа вылилась в патент. Этот год для теплотехнического факультета и нашей кафедры в целом стал успешным в области научной работы, в том числе и студенческой. Еще один студенческий проект - "Расчет теплопотерь при хранении резервного и аварийного топлива котельной и определение оптимальной толщины изоляции резервуаров для его хранения" - получил диплом первой степени на нашей
V выставке-сессии инновационных проектов. Один из его авторов, магистрант
Андрей Гуменников, как и Рашид Касимов, сам выразил желание поступать в аспирантуру. Подобная инициатива, если она исходит от самих студентов, всегда радует. И это тоже говорит о том, что мы активизировали планомерную научную работу со студентами. Интересно и плодотворно весной прошла
научно-техническая конференция докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов теплотехнического факультета, посвященная вопросам энерго-, ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
Ожидаются интересные проекты и в этом учебном году. Так, два прикладных проекта с научным обоснованием будут разрабатываться совместно с компанией "Удмуртские коммунальные системы", причем с конкретными предложениями вышел сам генеральный директор компании Сергей Александрович Трухин.
В ближайших планах - подготовка к очередной Всероссийской конференции "Энерго- и ресурсосбережение", которая состоится в Екатеринбурге в ноябре этого года. Мы планируем представить на ней семь-восемь студенческих работ.
- Ольга Ивановна, далеко не все преподаватели любят курировать студенческую научную работу. Хлопотно это, да и времени много отнимает... Почему это важно для Вас и что дает Вам, как преподавателю?
- Здесь несколько причин. Первая причина формальная - кафедра должна расти и развиваться. И подпитываться кадрами. Мы прекрасно понимаем, что нам нужны молодые люди, которые будут работать в нашей области. Во-вторых, мне самой это интересно. В прошлом году, когда ребята разрабатывали конструкцию трубы и приходили на кафедру, увлеченно обсуждали чертежи и схемы, на них было просто приятно смотреть. Мы сами присоединялись к ним, включались в процесс и могли до 11 часов вечера работать вместе с ними и получать массу удовольствия.
- Получается, преподаватель и сам растет вместе со студентами?
- Конечно! Ты держишь себя в форме. Потому что они задают тебе вопросы, на которые ты не можешь найти ответы, и думаешь - как же так? И начинаешь этим заниматься, углубляться в проблему... Это очень полезно и развивает как студентов, так и преподавателей.
- Как Вы считаете, что может пробудить интерес молодого человека к науке, помимо того, что его может увлечь преподаватель либо он сам заинтересуется ею?
- Мне кажется, студенты "заражаются" примером старшекурсников. Например, мы вовлекли в науку наш прошлый четвертый курс, а потом к нам пришли младшие студенты. Они видят энтузиазм старших, результаты их работы и научные публикации, им становится любопытно и самим хочется участвовать в этом процессе. Во всяком случае, наш опыт показывает, что пример старших - немаловажный фактор для развития студенческой науки на кафедре и факультете.