30.06.2010 16:00 Администратор
Печать PDF
ImageC 23 по 25 июня 2010 года в стенах Удмуртского государственного университета прошла межвузовская летняя школа по научному проектированию в области финно-угроведения "ВУОНО" под эгидой удмуртского научного центра УрО РАН. Слушателем мог стать любой молодой ученый Удмуртии - студент, магистр, аспирант, уже имеющий собственный проект, или тот, кто только хотел бы заняться проектной деятельностью.

Идея провести подобную школу принадлежит Алексею Егоровичу Загребину - директору Удмуртского института истории языка и литературы УрО РАН. Родилась она на организованном Министерством по делам молодежи УР съезде, который проходил на базе лагеря "Дзержинец" в январе 2010 года.

Современная наука в области финно-угроведения столкнулась с острым дефицитом молодых ученых, которые могли бы посвятить исследованиям этого направления жизнь. Во все времена именно молодежь была автором порой безумных, казалось бы, идей, и тем не менее постепенно воплощаемых в жизнь. Поэтому организаторы школы по проектированию сделали ставку на молодых ученых, так как только молодежь, живущая в постоянном движении, не столь консервативная в сравнении с учеными старших поколений, может рождать смелые проекты. В этом и заключается основная идея школы - обучение научному проектированию, помощь в создании и продвижении существующих проектов молодых ученых Удмуртии. Как заявил на открытии школы министр по делам молодежи Владимир Соловьев, "перспектива развития заложена в вас, молодых".

В первый день школы блестяще провела мастер-класс по научному проектированию заместитель министра национальной политики УР Лариса Буранова. На ее теоретических и практических занятиях под названием "Технология проектирования" участники школы научились азам проектной работы: правильной постановке цели проекта, нахождению наикратчайших путей решения проблемы, этапам создания и внедрения проекта. Закрепить полученные знания помогла игра, в ходе которой трем группам нужно было решить назревшую в обществе проблему через выдвигаемый проект.

Image Во второй день в школе прозвучали доклады, где анализировались примеры удачного опыта проектирования. В своем сообщении "Системный анализ в научных исследованиях" начальник сектора науки и информатизации образования министерства образования и науки УР Роман Лосев на примере метода "черный ящик" наглядно показал, как можно моделировать процессы, проходящие в обществе.

Олег Гончаров, к. х. н., старший научный сотрудник Физико-технического института УрО РАН в докладе "Продвижение проектов в сети Интернет" познакомил нас с тремя проектами института в сети Интернет: фольклорным архивом, некоммерческим партнерством "Сибирский тракт" и центром информационной поддержки молодежи "Шаер".

Маргарита Иванова, д. и. н., профессор, ученый секретарь УИИЯЛ УрО РАН рассказала о проведенных раскопках на городище Иднакар и презентовала аппарат поиска с одноименным названием "Иднакар", который помогает в раскопках археологам - улавливает состав грунтов и основную планировку погребений.

Второй день работы школы завершился докладом аспиранта УдГУ Евгении Сундуковой "Проектная деятельность в Финляндии", где она подробно остановилась на особенностях подачи заявок на получение грантов не только в Финляндии, но в других странах Европы - Венгрии, Германии, Эстонии.

Еще одна цель, которую поставила перед собой летняя школа по проектированию "ВУАНО", - обратить внимание на отдельные неисследованные научные направления, а также те области, в которых исследования необходимо возобновлять и поддерживать. Для обсуждения наиболее актуальных тем для научных исследований и перспективных направлений проектной работы на второй день работы школы был проведен круглый стол с участием представителей различных областей науки - языкознания, истории, этнологии, археологии, здравоохранения, журналистики. Владимир Владыкин, д. и. н., профессор, зав. кафедрой этнологии и регионоведения УдГУ, в своем докладе затронул проблему сокращения численности удмуртов: "Удмурты перестали быть миллионным этносом. Мы на 87 тыс. потеряли с прошлой переписи населения". Целью доклада Владыкина было донести до собравшихся всю ценность удмуртского этноса, необходимость сохранения национальной идентичности населения.

Наталья Попова, декан факультета высшего сестринского образования Ижевской государственной медицинской академии рассказала об исследованиях, проводимых ИГМА совместно с финно-угорскими странами - Эстонией, Венгрией и Финляндией. Как итог тесного сотрудничества, уже в течение трех лет на двух языках (русский и английский) издается международный научно-практический журнал "Здоровье, демография, экология удмуртских народов".

Любовь Федорова, к. пед. н., доцент, декан факультета удмуртской филологии УдГУ, рассказала о проблемах, с которыми столкнулась современная лингвистика: нет исследований по онтолингвистике, психолингвистике, этнолингвистике, лингвокриминалистике, социолингвистике, нейролингвистическому программированию. Необходимы также специалисты для типологии - создания словарей удмуртского языка. Еще одна проблема современного языкознания в том, что в результате глобализации все меньше городских жителей используют удмуртский язык в быту.

Image Археолога Маргариту Иванову беспокоит отсутствие новых материалов о социальной демографии, социально-экономических отношениях. Она заявила о необходимости создания баз данных памятников архитектуры, также Уральскому отделению Российской академии наук требуются специалисты из области IT-технологий для компьютерного моделирования памятников.

В круглом столе также участвовал проректор по связям с общественностью УдГУ, к. псих. н., декан факультета журналистики УдГУ Владимир Байметов. Он выступил с призывом к региональным средствам массовой информации уделять больше внимания проблемам финно-угорских народов, а также к активному участию общественности в работе СМИ.

На третий день школа завершилась подведением итогов. Отзывы о школе благоприятные, затронутые проблемы актуальны, есть над чем задуматься и спланировать будущую проектную деятельность.

Наряду со слушателями из Ижевской государственной медицинской академии, Камского института гуманитарных и инженерных технологий, Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, Удмуртского государственного университета, Института истории удмуртского языка и литературы, в работе школы приняли участие и студенты Ижевского государственного технического университета.

Image Хотелось, чтобы подобное мероприятие не кануло в лету, а стало ежегодным, ведь прошло оно в дружеской атмосфере, располагающей к творчеству. "Область финно-угроведения перспективна", - заявил на круглом столе В. А. Байметов. Он оказался прав: ведь после выступлений всех участников школы у каждого из присутствующих сложилось благоприятное впечатление о настоящем науки в Удмуртии. Есть поле для серьезной, кропотливой научной работы. И не нужно бежать от своих корней - удмуртам есть чем гордиться, так как удмуртская культура колоритна, неповторима, невоспроизводима другими этносами. Будем надеяться, что в скором времени и ИжГТУ решится провести подобное мероприятие, но в области технических наук. А вдруг получится?

Валерия ПЕШКОВА,
студентка второго курса
факультета экономики, права и гуманитарных наук ИжГТУ

Обновлено 30.06.2010 16:05
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаНовостиАнонсы и событияУчимся проектировать
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»