Закон, принятый Госдумой 11 октября и одобренный Советом федерации 17 октября, устанавливает самостоятельные образовательные уровни с отдельными стандартами с присвоением квалификации "бакалавр" (1-й уровень) и "магистр" либо "специалист" (2-й уровень - с углубленной профессиональной специализацией). Лицензирование и государственная аккредитация вузов по программам бакалавриата, магистратуры и специалиста будут осуществляться раздельно.
Сроки обучения - 4 года для бакалавриата и два года для магистратуры. Специалист должен учиться не менее 5 лет. Для некоторых направлений, например, медицинских, возможно установление других сроков. Доступ в аспирантуру предусмотрен только для имеющих квалификацию "магистр" или "специалист".
До 1 сентября 2009 года обучение по уровням осуществляется по решению ученого совета в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами и по решению вуза.
В марте в ходе заседания, во время которого правительство РФ одобрило законопроект о поправках в закон об образовании, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий высказал мнение, что такая система может отрицательно сказаться на качестве образования. На это первый вице-премьер Дмитрий Медведев заметил, что качество образования зависит не от сроков обучения, а от уровня вузов, осуществляющих подготовку специалистов.
Подводя итоги обсуждения вопроса, прежний премьер-министр Михаил Фрадков согласился с замечанием Медведева, отметив, что такой подход является верным. Обращаясь к Садовничему, Фрадков подчеркнул, что никто "разрушать научно-методическую базу вузов не будет". Как заметил Фрадков, такая двухуровневая система высшего образования позволит "освободить наших юношей и девушек от пустых хлопот". Также, сказал премьер, это сделает систему образования более динамичной и современной.
Как ранее пояснил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко в беседе с журналистами, сохранение специального 5-6-летнего образования необходимо в ряде специальностей, в частности в медицине. "Мы сохраняем и это направление", - сказал министр. При этом, по его словам, система бакалавриатов и магистратуры сохранит все функции, которые существуют в системе пятилетнего образования. Фурсенко высказал мнение, что система двухуровневого образования позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров преимущественно на второй ступени.
Источник: Rambler.ru