Сирия - благословенная земля, настоящая колыбель цивилизаций, бьющееся сердце Арабского мира. Это страна каменистых пустынь, цветущих долин Евфрата и садов удивительно живописных гор. Сирия - это километры средневековых базаров Дамаска – подлинной "розы Востока". Это гигантские развалины античных городов и пляжи солнечного берега Средиземного моря. Это земля подлинных исторических сокровищ последних сорока пяти веков, перекресток культур Средиземноморья и Междуречья, мост между Востоком и Западом. Это край древнейших строений, языков и религий. Именно здесь начинались традиции восточного гостеприимства. С далёкого прошлого сирийцы знают, как обратить незнакомцев в друзей.
Такой впервые увидели Сирию и стали ее истинными друзьями студенты факультета "Реклама и дизайн" ИжГТУ Наталья Репина, Наталья Соколова, Андрей Калинин, Юлия Холмогорова, Юлия Покатиленко, прибывшие для прохождения учебной практики на факультет искусств Дамасского университета. Своими впечатлениями о поездке поделилась с нами руководитель группы, аспирантка кафедры "Технология промышленной и художественной обработки материалов" Евгения Каргашина.
- Ночью 16 сентября мы приземлились в аэропорту Дамаска. Нас встретил доктор Никола Абу Исса из международного отдела Дамасского университета. Погода стояла теплая, нам повезло, так как мы приехали в бархатный сезон, когда солнце уже не жжет и дует легкий ветерок. До общежития добрались без приключений.
Из дневника Евгении:
Утром встала рано, из окна потрясающий вид на гору и затейливую дорожную развязку – очень красиво. Город наполнен торопливыми разговорами, машинами и клаксонным многозвучием, потрясающе красив в любое время суток.
- На следующий день и в последующие две недели практики мы посетили очень-очень много мест. Объездили чуть ли не всю Сирию: Маалюль, Сиднай, Свейд, посетили Римский амфитеатр в г. Босра, храм в Кановате и другие исторические места. Каждый вечер мы буквально валились с ног от усталости, очень хотелось спать. Но уснуть не получалось от избытка полученных впечатлений, новой информации и ярких встреч.
- Наша практика получилась больше музейная, чем пленэрная, так как наш приезд совпал с началом национального праздника - Рамадан. Страна не работала вообще. В течение дня были закрыты все магазины, кафе, рестораны и , конечно, университет. Но после захода солнца, как по мановению волшебной палочки, все заведения, кроме вуза, открывались. Поэтому проводить с нами занятия, к сожалению, было некому.
- Зато мы посетили множество музеев, галерей и художественных салонов, причем оплату экскурсий полностью взял на себя Дамасский университет. Студенты побывали в Музее истории под открытым небом, расположенном в г. Пальмера. Самый запоминающийся экспонат музея – древние гробницы. Они имеют строго вертикальную форму, так как местных жителей хоронили по этажной системе – друг на друга. На каждом этаже-ячейке имелась дверь с бюстом-барельефом умершего человека. Для наиболее влиятельных людей строились большие склепы со скульптурами из камня или мрамора. Весьма интересным показался нам зал, посвященный национальной одежде, орнаменты которой, кстати, очень похожи на наши удмуртские национальные символы – солярные знаки. Узоры на их одежде перекликаются с удмуртскими также по цветовому решению и по геометрии.
- Посетили выставку в Национальном музее в г. Дамаск, в котором отражена богатейшая история и культура страны. На территории современной Сирии существовала не одна великая цивилизация. Здесь некогда процветали греческая и римская империи, позже Византия, за эту территорию боролись египтяне, французы и даже татаро–монголы. Мощное влияние на культуру также оказало выгодное географическое положение страны. Через территорию Сирии проходил "шелковый путь", следовательно, процветала торговля, а товарообмен происходил практически со всеми странами мира.
- Самые яркие впечатления остались от общения с современными художниками Дамаска и от посещения их мастерских. Мы подружились с такими именитыми мастерами как Мухамад Гханоум, Мустафа Али и его сын Мухаир, Саусан Алзибех, Сафван Дахоул, Абдулнасер Ванноус, Влада Мельник и ее муж доктор Шофик Штай, известными не только в Сирии, но и во всём мире. Конечно, у каждого своя техника, свой стиль, не похожий ни на кого.
Конек Мухамад Гханоум - арабская каллиграфия. Он сочиняет шрифтовые композиции из арабских букв, наполняет их смыслами, заставляет думать, открывать истины, любить. Он говорит, что арабская письменность как музыка, каждая буква звучит по-своему, диктует цвет, движение, композицию.
Доктор Саусан черпает вдохновение на улицах старого Дамаска. В своем творчестве она совместила коллаж с рисунком и изобрела собственную технику живописи, аналогов которой в мире не существует. Сочетание импрессионизма с сюрреализмом в ее работах дают удивительно реалистичное представление о старом городе. Смотришь на картину и создается впечатление, что ощущаешь эту жару, запахи, ветер, играющий в волосах. Еще доктор Саусан любит писать портреты. По её мнению, рисовать глаза – это самое интересное, потому что они расскажут о человеке больше, чем все языки мира.
- Глубиной идеи поразили нас работы скульптора Мустафы Али. Он много рассказывал нам о смыслах своих композиций, о творческом процессе, о технологии литья, о том, как сам постигал искусство скульптуры. Потрясающий человек, которого интересует все, что происходит вокруг. А его скульптуры - это реакция на происходящее, ответ в диалоге с окружающим миром. Мустафа Али - человек с удивительной жизненной и творческой энергетикой, способный увидеть красоту во всем и сделать из самой обыденной вещи произведение искусства. Нет ни одной вещи в его доме и мастерской, к которой он не приложил бы руки. Все в его доме сделано своими руками. Сейчас художник занят обустройством мастерской для своих будущих учеников. У него грандиозные планы: он хочет организовать собственную школу для молодых скульпторов, мечтает передать им свой опыт, находки и знания. Главная тема работ Мустафы Али – тема вечности. Он говорит, что истину о жизни мы узнаем только после смерти. Поэтому большая часть работ имеют движение по вертикали, как родовые склепы в г. Пальмере.
- Особенна потрясла нас выставка современного сирийского художника Сафвана Дахоула. Она посвящалась первой годовщине смерти его жены. Настроение и энергетика выставки почувствовалось сразу, было жутковато, хотя картины совершенно не выдавали личную трагедию их автора. Особенностью работ, представленных на экспозиции, были черно-белые тона, а также четкое обозначение границы света и тени.
- Неудивительно, что в Сирии столько талантливых художников. Сама природа не даёт оставаться безучастным и скучно проживать эту жизнь.
Из дневника Евгении:
Красота Сирии другая, не похожа на нашу. Опаляемые солнцем белые пески пустыни соседствуют с черными валунами застывшей магмы. Небо отражается в раскаленном воздухе, рисуя миражи, а редкая зелень и цветы ослепляют своей яркостью. Несмотря на такие контрасты, все пребывает в гармонии, и дарит невероятное эстетическое наслаждение. В этой темпераментной, обжигающей красоте несется жизнь бурлящим потоком, накрывает, захлестывает, заставляет любить ее, желать, творить.
- Студенты факультета искусств Дамасского университета, с которыми нам удалось познакомиться лишь в конце нашей практики, оказались тоже чрезвычайно талантливыми и креативными людьми. Это и неудивительно, так как направление факультета творческое, в котором технической составляющей, как на нашем факультете практически нет. Имеется направление "Искусство интерьера", которому уже пять лет. Есть кафедры живописи, скульптуры, графики, рекламы и дизайна. Открытием для нас стало производство студентами мультипликационных фильмов на кафедре "Реклама и дизайн". Ребята сами придумывают сюжет и героев, потом рисуют комиксы, а дальше - анимация на специальной компьютерной программе – и мультфильм готов.
- Нужно отметить, что многие люди в Сирии знают по два-три иностранных языка – и это считается нормой. Так с молодежью мы общались на английском языке, с преподавателями университета - на русском. Вообще стало приятным сюрпризом, что многие преподаватели Дамасского университета знают наш родной язык и не плохо на нем разговаривают. Объясняется это тем, что многие из них учились в Академии искусств им. Репина и бесконечно благодарны Советскому Союзу за полученное образование. Вообще Сирия - это одна из немногих стран, где ты говоришь, что ты русский, а тебе улыбаются и тянут руку. С местным населением приходилось объясняться на пальцах или ломанном арабском, который за две недели мы успели немного выучить.
- Мы сразу поняли, что сирийцы - это очень эмоциональный народ: если они любят – значит всем сердцем. Не отнять у сирийцев жизнерадостности, доброжелательности и легендарного восточного стремления оказать гостю достойный прием.
Как призналась Евгения, они, русские девчонки, поразили эмоциональных арбских мужчин в самое сердце – комплименты и признание в любви наши студентки слышали не один раз в день. А сколько же их было за две недели, проведенные в Сирии?!
- Однажды произошел такой случай. Мы решили прогуляться по Дамаску. Попали на небольшой местный рынок, идем тихонько, разглядываем товар, и вдруг Андрей говорит: "Девчонки, обернитесь!" , - мы оборачиваемся, а за нами тянется шлейф из двух-трёх десятков арабских мужчин. Они буквально пожирали нас глазами! Нас, конечно, предупреждали, что местные представители сильного пола весьма любвеобильны, но мы и представить себе не могли такого! Вот что значит восточный менталитет и темперамент! Впрочем, спустя некоторое время нам начало это нравиться.
Честно говоря, местные девушки тоже весьма привлекательны – загорелые брюнетки, которые очень любят украшения из золота и серебра. Одеваются они по-разному: кто-то кутается в паранджу, да так, что даже глаз не видно, а кто-то выглядит совершенно по-европейски.
- Как вы уже поняли, Сирия произвела на нас глубочайшее впечатление во всём. Например, архитектура этой страны. Такое ощущение, что города рождает сама природа. В горных районах, скальные стенки становятся частью дома, архитектурные сооружения сливаются с ландшафтом. История прорывается через вековую пыль в настоящее – современный город соседствует с древними развалинами.
- Если говорить о национальной кухне и кулинарных пристрастиях местных жителей, то, конечно, нельзя не упомянуть знаменитую шаурму, которая стоила там всего 40 лир – это примерно 35 российских рублей. Ещё нам пришлось по вкусу национальное блюдо – кебби – это мясные шарики, обваленные в крупе и обжаренные во фритюре. Вообще, арабы едят много баранины и куриного мяса. В качестве гарнира к ним обычно подают овощи и зелень - листовой салат, мяту, а также различные соусы из бобовых, например, хуммос. Много пьют свежевыжатых соков со льдом, едят оливки, позволяющие сохранить влагу. Черного хлеба в Сирии мы не нашли, так как основное мучное изделие - это белый лаваш, который продается повсеместно. Зато ели очень много фруктов, попробовали плоды кактусов (!). Неочищенный плод выглядит, как шишечка с пупырышками. После вымачивания плод очищают. Внутри он ярко-рыже-красного цвета с крупными косточками и сладкой, сочной мякотью. Очень специфично, но вкусно!
- Хочу дать совет, для тех, кто когда-нибудь соберется в Сирию – берите с собой мезим, панкреатин и что-нибудь закрепляющее! Пригодится – проверено на себе! Всё-таки наши нежные желудки не привыкли к такому кулинарному разнообразию. Хотя никто из нас ни о чем не жалеет. Это была настоящая восточная сказка!
Было в этой сказке и увлекательное путешествие к Средиземному морю за триста километром от Дамаска, и пленэр на его белоснежном песчаном берегу под роскошными финиковыми пальмами. И знакомство с мастерами удивительно красивых деревянных шкатулок, в которых замысловатые орнаменты переплетаются с мозаикой и перламутровыми вкраплениями. И встречи с умельцами по производству национального музыкального инструмента – руд.
Было и многое другое, как в сказке, которая согласно пословице станет хорошим уроком добрым девицам и не только им. В ноябре студенты планируют поделиться незабываемыми впечатлениями о поездке со всеми желающими. Ко Дню открытых дверей на факультете"Реклама и дизайн" будет подготовлен стенд с фотографиями, рассказывающими о зарубежной практике и путешествии в Сирию, а также организована выставка с пленэра. На ней девушки представят городские пейзажи нового и старого Дамаска, этюды-пейзажи и работы, которые они пишут сейчас в Ижевске, вспоминая далёкую Сирию.
Особую благодарность студенты факультета "Реклама и дизайн" ИжГТУ и Евгения Каргашина выражают факультету искусств Fain Arts Дамасского университета в лице декана доктора Махмуда Шаира и преподавателей факультета доктора Шофика, доктора Абдулнасера, доктора Саусана за организацию практики и гостеприимство, оказанное нашей делегации. Также студенты благодарят доктора Николу Абу Исса за помощь и непосредственное участие в проведении практики, за самоотверженный труд, отеческую заботу, за каждый день, проведенный в Сирии.