В течение дня представители департаментов Министерства образования и науки РФ, десяти российских технических вузов и около двух десятков предприятий и учреждений оборонной промышленности в плотном рабочем графике обсуждали старые, решенные и нерешенные, проблемы подготовки кадров для ОПК и поднимали новые, возникающие в процессе реформирования высшей школы.
Михаил Калашников и Борис Якимович |
Поприветствовать участников совещания пришел легендарный конструктор-оружейник Михаил Калашников. Как позднее, на заседании круглого стола, отметил ректор ИжГТУ Борис Якимович, присутствие и выступление Михаила Тимофеевича придали совещанию особый заряд энергии. Также с приветственным словом к собравшимся обратились главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике Рустам Идрисов, заместитель министра промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики Надежда Давыдова, заместитель председателя Центрального Совета РОСТО (ДОСААФ) Александр Варення.
На пленарном заседании с докладами выступили начальник отдела высшего профессионального образования и вузовской науки Рособразования Сергей Игнатьев, главный советник департамента по социальной политике аппарата полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе Елена Звягина, директор департамента управления персоналом госкорпорации "Росатом" Дмитрий Булавинов, ректоры вузов и представители крупных промышленных предприятий ОПК.
Заседание круглого стола |
Доклады сменились дискуссией, которая разгорелась на следующем этапе совещания, во время заседания круглого стола "Проблемы кадрового обеспечения ОПК и высокотехнологичных отраслей промышленности". И хотя Сергей Игнатьев отметил, что за минувший с первого совещания год Рособразованием было сделано все, что зависит от этой структуры, но вопросов к нему у представителей высшей школы и предприятий оказалось множество.
Сокращенный вариант заседания круглого стола будет опубликован на сайте позднее. Сейчас предлагаем вам небольшие интервью, которые участники совещания дали накануне совещания и во время его работы.
Дмитрий Булавинов, директор департамента управления персоналом госкорпорации "Росатом":
- Дмитрий Владимирович, какие требования предъявляются к молодым специалистам в вашей сфере деятельности?
Дмитрий Булавинов |
- Поскольку в атомной отрасли трудится более трехсот тысяч человек и она объединяет в себе как предприятия и учреждения фундаментальной науки, так и оборонные предприятия, однозначно ответить трудно. Но если говорить о том, что изменилось в последнее время с точки зрения качества подготовки студентов, то в первую очередь, наверное, обозначился серьезный разрыв между уровнем теоретической и практической подготовки. То есть выпускник, приходя на предприятие, не всегда понимает, с чем ему придется столкнуться и что ему придется делать. И госкорпорацией и нашими профильными вузами предпринимаются достаточно серьезные усилия для того, чтобы восстановить эту связь между теоретической и практической подготовкой – через целевые стажировки, практическую направленность дипломных и курсовых работ и так далее. Даже наши стандарты обучения не предполагают большого объема практической подготовки, и переход на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратуру – мы собираемся сейчас очень серьезно использовать. Магистратура должна стать более целевой, менее теоретической и больше сопряженной с теми исследовательскими работами, которые ведутся в исследовательских центрах и на предприятиях. По нашим стандартам сегодня доля практической работы составляет не очень большую часть от ста процентов времени, которое выделяется на подготовку выпускника. Мы сейчас очень активно работаем над изменением профессиональных образовательных стандартов в пользу практической направленности – она должна составлять как минимум 30 процентов времени обучения и подготовки, тогда как сейчас она составляет не больше 10 процентов. В этом и состоит самый главный вопрос - выпускники вузов не совсем и не всегда, точнее, совсем и никогда не понимают, с чем же им придется столкнуться, кроме тех, кто уже непосредственно готовится для конкретного предприятия и конкретной работы. Само же образование у нас хорошее: к нам приходят выпускники с достаточно широким техническим кругозором, но слабой прикладной этого вопроса. Они знают много и хорошо, но чем конкретно им придется заниматься, представляют слабо. С этим сталкиваются все предприятия, в том числе оборонно-промышленного комплекса, в частности, "Росатом". Это, наверное, общий вопрос как технического образования, так и технических и инженерных специальностей, потому что их престиж на сегодняшний день в стране, к сожалению, не такой высокий. И вот над этим надо очень серьезно думать. И сейчас и госкорпорация, и предприятия работают над тем, чтобы был восстановлен престиж инженерной специальности вообще и работы в оборонно-промышленном комплексе.
- Это уже второе совещание по данной проблеме, которое проходит в ИжГТУ. На ваш взгляд, для чего нужны подобные совещания, если каких-то серьезных ее решений не происходит?
- Такие совещания нужны для того, чтобы люди встречались, обменивались мнениями. Здесь также находятся представители федеральных органов исполнительной власти. И, наверное, нужно что-то менять, и они должны знать об этом. Очень бы не хотелось, чтобы все оставалось по-прежнему. Уверен, лейтмотивом 90 процентов выступлений будут жалобы о том, как все плохо, чего не хватает - все снова будут разводить руками, но ничего не будет происходить. В этой связи очень бы хотелось, чтобы были какие-то решения и предложения, которые здесь нельзя принять, но можно активно предлагать.
- А у вас есть предложение?
- Я сегодня буду поднимать вопрос, связанный с тем, что надо возвращаться к системе распределения. Это, наверное, радикально, но иначе мы или стреляем из пушки по воробьям, или занимаемся пустой работой. На кого бюджет тратит деньги? На подготовку сотрудников для зарубежных исследовательских центров или для иностранных компаний? Естественно, должна быть не советская система распределения, а какая-то другая. Но, если на тебя потратило деньги государство, если ты обучался за счет бюджета, то отработать три-пять лет – это нормально. Если не хочется делать этого, есть альтернатива – можно обучаться за свои деньги, и ты свободен. Есть и другая альтернатива – даже если ты обучался за бюджетные деньги, ты все равно можешь не пойти работать по распределению, вернув эти деньги государству. Можешь вернуть их сам, или же их может вернуть работодатель, который заинтересован в тебе. Нет в мире ничего бесплатного, все равно кто-то за что-то платит. Получается, за что же платит государство?
Александр Дорф, главный конструктор ФГУП "Ижевский механический завод:
Александр Дорф |
От совещания мы ждем не деклараций, а принятия конкретных решений. Надеюсь, что будет выработан механизм, который предусматривал бы финансовые вливания со стороны министерства образования и науки и Ростехнологий. Тогда мы от деклараций и пожеланий приступим к конкретной реальной работе по подготовке кадров так, как это должно быть на самом деле. С прошлого года я, честно говоря, не заметил в этом процессе каких-либо подвижек. Сами предприятия сейчас практически не вкладываются в подготовку кадров, а больше опираются на энтузиазм преподавателей ИжГТУ и техникумов, которых можно только благодарить за то, что они находят возможность готовить специалистов для оборонной отрасли. Хотя предприятия сейчас тоже не имеют возможности поддержать молодых специалистов. И получается так, что остаются только фанаты своего дела. К сожалению, мы оказываемся заложниками этой системы. Надо же не только воспитать и вырастить специалиста-оружейника, необходимо еще иметь и рычаги, стимулы для поощрения его деятельности. Прежде всего, это жилье, адекватная заработная плата, социальный пакет.
А молодые специалисты на предприятиях нужны всегда, потому что у нас происходит определенный провал вот уже в течение семи лет - отличники, к сожалению, к нам не идут, и предприятиям ОПК достаются те, кто не смог найти себя в других сферах. И очень большой отток: если останутся двое из пяти-шести человек, которые приходят к нам на стажировку, то это уже хороший результат.
Олег Крапотин, помощник проректора по учебной работе Омского государственного технического университета.
- Олег Витальевич, как обстоит дело с выполнением гособоронзаказа в Омском государственном техническом университете?
Олег Крапотин |
- В этом году у нас расширился прием абитуриентов на военно-учетные специальности, работает учебно-военный центр. Сейчас мы готовим порядка двухсот специалистов для предприятий ОПК и высокотехнологичных отраслей промышленности. В университете осталась военная кафедра, на которой происходит подготовка офицеров запаса.
- С какими предприятиями сотрудничает университет?
- В ОмГТУ готовят специалистов для завода им. Баранова, для завода "Полет", который ориентирован на производство ракетной техники и космических спутников. Выпускаем инженеров для Омского производственного объединения "Радиозавод им. А.С.Попова", для тяжелого машиностроения, электроники и других высокотехнологичных отраслей промышленности.
- Что вы ожидаете от совещания?
- Вообще, интересно будет послушать доклад руководства Министерства образования и науки о новых направлениях в плане выполнения госзаказа. И, поскольку наш университет представлен на Всероссийском совещании впервые, также любопытно было бы познакомиться с опытом работы других российских вузов в направлении подготовки специалистов для предприятий ОПК.
Юрий Матюнин, начальник отдела кадров ОАО “Ижевский радиозавод”.
- Сейчас много говорится о том, что ОПК станет тем локомотивом, который выведет нашу страну из кризиса. Юрий Васильевич, вы согласны с этим утверждением?
Юрий Матюнин |
- Если опираться на выступления членов правительства, президента страны и надеяться на то, что все заявленное воплотится в жизнь, то я соглашусь с этим утверждением. Ведь укрепление обороноспособности страны цепочкой приведет к увеличению заказов предприятий ОПК. Это рабочие места, социальная защищенность и, как следствие, выход из кризиса.
- Вы тесно сотрудничаете с ИжГТУ в рамках программы подготовки специалистов по гособоронзаказу. В чем конкретно выражается это сотрудничество?
- Система работы у нас вряд ли отличается от работы коллег на других предприятиях ОПК. Прежде всего, мы ведем активную работу в школах. Обращаем взор на те учебные заведения, где присутствуют профильные классы ИжГТУ, проводим там агитационную и разъяснительную работу о целевой контрактной подготовке. Мы считаем, что средний бал поступающих по целевой контрактной программе подготовки должен быть выше среднего бала выпускников школ региона. Мы понимаем, что привлечь к нам студентов ввиду объективных причин сложно - по уровню зарплат нам сложно конкурировать с коммерческими структурами. К тому же на предприятиях ОПК существует режим секретности и, как следствие, ограничения по выезду заграницу. Поэтому разъяснительная работа со школьниками ведется очень серьезная. Уже со школьной скамьи мы прививаем ребятам уважение к профессии инженера, приглашаем их в наш музей и цеха. Направления на учебу в вуз вручается в торжественной обстановке с присутствием первых лиц предприятия.
Хотел бы отметить, что средний возраст работника радиозавода - 40 лет, 35 процентов наших сотрудников – это молодежь до 30 лет. Если раньше мы думали о количественном увеличении числа сотрудников и об "омоложении" предприятия, то сейчас у нас следующий этап – мы думаем не о количестве, а о качестве подготовки пришедших к нам специалистов. Поэтому ребят, направленных в ИжГТУ, предупреждаем, что ждем их на нашем заводе только при условии усердной учебы с их стороны.
- Что необходимо сделать в первую очередь при решении вопроса о подготовке кадров для предприятий ОПК?
- Ответ прост и всем известен - поднятие престижности работы на предприятии ОПК. Это исток всего. Инженер не должен думать о завтрашнем дне, а добиться этого можно только комплексом социальных мер, в которых нет ничего нового - зарплата, жилье, отдых.
- Сегодня приходится часто слышать о более низком, чем в прошлом, качестве подготовки сегодняшних школьников.
- Нет, с этим я не согласен. Вопрос упирается в демографический спад. Всегда были отличники, выпускники школ среднего уровня и ниже среднего. И сегодня их процентное соотношение вряд ли изменилось. Просто сегодня количество выпускников школ сравнялось с количеством мест в высших учебных заведениях. И те, кто раньше не мог попасть в вуз, сейчас имеет большие шансы на учебу в высшей школе. Но в последние годы ситуация изменилась и рождаемость увеличилась, а значит, скоро мы вернемся к большим конкурсам в университеты
- Чего вы ожидаете от совещания?
- Прежде всего, хотел бы выразить благодарность вашему вузу – второй год подряд благодаря ИжГТУ поднимаются важные для нас вопросы. То, о чем говорилось в прошлом году, нашло отражение в решениях руководства страны. Сегодня мы поднимем новые вопросы. Это совещание делает наш голос весомым, к нам прислушиваются.
Анатолий Клочков, помощник ректора Рязанского государственного радиотехнического университета по стратегическим вопросам:
Анатолий Клочков |