Сергей Лукачев |
- Все мы думаем и работаем в одном направлении. У всех проблемы одни и те же. Вообще, с моей точки зрения, гособоронзаказ "построен" неправильно. Дело в том, что в любом случае предприятия дают Министерствам заказ: какие им нужны специалисты. Все эти заказы стекаются в Рособразование, которое комплектует в соответствии с этими заказами контрольные цифры приема в каждый вуз. То есть фактически нам уже заложены все оборонные специальности, которые интересуют наши дружественные предприятия. Фактически госзаказ уже есть!
Но в соответствии с постановлением 2006 года в рамках этого госзаказа появился еще гособоронзаказ. Причем этот алгоритм составлен так, что предприятия сами должны комплектовать абитуриентов, сами выдавать списки тех ребят, с которыми они договорились и которые готовы работать.
Но, если говорить откровенно, наполовину эти списки липовые. Когда абитуриенты видят, что могут поступить без договора, они поступают на общих основаниях, без всякого договора. И фактически получается, что на эти направления ребята поступают просто из-за того, что туда легко поступить, потому что можно пройти практически вне конкурса. Это лазейка. А хорошие ребята с приличными баллами хотят учиться на конъюнктурной специальности, где и конкурс большой, и проходные баллы высокие. У нас это в основном информационные технологии и все специальности, связанные с вычислительной техникой. Конкурс бешенный, ребята идут туда очень толковые.
Вот эти два момента играют отрицательную роль. И в результате снижается качество контингента, поступающего по Гособоронзаказ.
В этом году из-за Гособоронзаказа и льготников сильные ребята вообще не могли участвовать в первом этапе конкурса. У нас был такой прецедент (и смешно и грустно), когда один абитуриент набрал 276 баллов из 300, но не смог участвовать в конкурсе на специальность "Комплексное обеспечение информационной безопасности". А в МГУ он поступил без проблем.
На мой взгляд, самая целесообразная форма подготовки специалистов для оборонных предприятий – это целевая контрактная подготовка студентов старших курсов.
Начинать плотно и серьезно работать необходимо с четвертого курса: нужно смотреть, что представляют из себя эти ребята, и определять, какие задачи стоят у предприятий, комплектовать соответствующие студенческие коллективы и по индивидуальному графику готовить конкретное рабочее место. И иметь в виду, что, если предприятие сделало заказ сейчас, а специалист туда придет через 5 лет, за это время многое изменится. Поэтому целевая контрактная подготовка более перспективное направление, и оно у нас, безусловно, реализуется, но не в таких масштабах.
В этом году нам в вуз был спущен план – 300 человек-"оборонщиков". Мы смогли набрать только 187. Причины известны. Во-первых, многие разбежались, поступив к нам на бюджет вне оборонзаказа, а во-вторых, мы все-таки поставили планку – слабых брать не стали.
Для ОПК наш университет готовит кадры по 40 специальностям и направлениям. На многие специальности были заказы. Самые большие заявки, конечно, связаны с космосом – ракетостроением и космическими аппаратами.
Но все же, повторю еще раз, нам не нравится в этой проблеме то, что мы снижаем качество контингента.