Всероссийское совещание, посвященное проблемам подготовки кадров для ОПК завершилось два дня назад. Как реализуется в стране госзаказ на кадры "оборонщиков", каковы проблемы и перспективы этого процесса? Мы продолжаем публиковать мнения экспертов- участников совещания.
Валерий Москаленко |
МГТУ им. Н. Э. Баумана в Ижевске представляли проректор по учебной работе Московского государственного технического университета им. Э.Н. Баумана, д.т.н. Валерий Осипович Москаленко и доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана, ученый секретарь научно-методического совета МГТУ им. Н. Э. Баумана, ученый секретарь учебно-методического совета по специальности "стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие" Владимир Григорьевич Черный, которые приняли самое активное участие в дискуссии, состоявшейся на круглом столе в рамках совещания.
- Валерий Осипович, это уже второе совещание в Ижевске, посвященное реализации госзаказа на кадры для ОПК. Решение первого совещания обозначило целый ряд проблем в этой области, в том числе, и для вузов - тех, кто эти кадры готовит. Миновал год: какие проблемы сегодня на повестке дня?
- Я считаю, что для успешной реализации системы госзаказа по-прежнему недостаточно развита законодательная база, которая могла бы урегулировать взаимоотношения всех заинтересованных сторон.
Например, одна проблема в том, что многие "направленцы" предприятий параллельно с госзаказом поступают в несколько вузов (по правилам, как известно, во время приемной кампании они могут подать копии своих документов сразу в несколько вузов). Вузы их, разумеется, берут, особенно в условиях демографического кризиса и недостатка абитуриентов, а предприятие, в результате, лишается возможности получить этого специалиста на договорной основе.
Уже в прошлом году мы уже ратовали за то, чтобы такой " целевик" попадал в общую базу: вузы не могли бы уже принимать от него документы и брать на общий конкурс, как от уже выразившего желание участвовать в системе госзаказа и заключившего договор на целевую подготовку. В этом случае, он будет реализовывать свои договорные отношения с предприятием и поступать в вуз по своему, кстати, конкурсу. Это нерешенная проблема, в том числе, и в нашем вузе в этом году часть таких абитуриентов поступила на бюджетную форму обучения уже без всяких договорных обязанностей - они свободны в выборе и, если обнаруживаются в процессе приемной кампании вакантные места, где они проходят по конкурсу, - они их занимают.
Вторая проблема - это проблема работы с самими предприятиями, с кадровыми службами на стадии создания базы данных и формирования контингента. Здесь много неразберихи. Предприятия часто начинают работать в последний момент, не имея плана госзаказа. Мы начинали в этом году работать с предприятиями буквально с ноября месяца и собираемся в этом учебном году повторить этот опыт. В процессе такой работы выясняются и многие ошибки: например, предприятие формирует свой план приема, не учитывая лицензии вуза , кадровики заказывают специалистов на те направления, которые в данном вузе не лицензированы. В результате, план корректируется, часть мест из плана госзаказа "возвращается" на обычный бюджетный конкурс. Конечно, предприятий много - это три ведомства, и ситуации на каждом разные, в постоянном контакте работы с ними накапливается опыт и находятся удачные решения, но до автоматизма, который в этих делах должен присутствовать этот механизм не доведен.
Еще одна проблема: с введением нового закона о защите конфиденциальной информации, становится проблематичным поставлять сведения по обучению "направленцев" предприятиям, которые заключили с ним договор. Для этого требуется согласие самого обучающегося, и я не уверен, что все его дадут. Предприятия запрашивают, как он сдавал сессию, пропускал ли занятия, как учился, а это все в сочетании с фамилией, адресом и т. д. подпадает под закон. С будущими абитуриентами мы этот вопрос решим при приеме, заранее и, если он не готов соблюдать эти условия, вуз его просто не возьмет. А как быть с теми, кто уже заключили договора и учится? Тут потребуется мозговой штурм - и со стороны вузов и предприятий, чтобы удовлетворить закону и вести сопровождение и обучение на такой договорной основе.
В тесном сотрудничестве вузов и предприятий, заинтересованных в результатах, многие проблемы можно решить. Мы обеспечиваем конкурс для абитуриентов по госзаказу, он, как известно, несколько ниже, чем конкурс на бюджетную форму обучения :чтобы предприятие в результате получило двух специалистов, нам они должны, как минимум, прислать трех поступающих для участия в конкурсе. Если даже предприятия не справляются - вузы сами подхватывают инициативу, кого-то тоже рекомендуют.
Но есть проблемы, которые не решаются усилиями только заинтересованных вузов или предприятий. Например, настораживает то, что до сих пор правительством не утвержден перечень специальностей, по которым вузы будут готовить своих студентов. В связи с переходом на многоуровневую подготовку, специалитет остался в "тени", как бы на последнем месте, и существующий "де-факто", он не оформлен " де юре", нет утвержденного списка специальностей. Это вызывает некоторый пессимизм у абитуриентов и их родителей, которые принимают решение, с результатами которого они будут иметь дело через пять-шесть лет. Как быть, если выбранная специальность в дальнейшем не будет утверждена и окажется этаким" вымирающим мамонтом"? Нас уже ждет набор очередного года, необходимо иметь план набора, но мы пока не осведомлены даже о сроках, когда этот заветный список появится.