Алексей Татарских |
...30-летний художник-график Алексей Татарских родом из Воткинска. Закончив в 2002-м году факультет рекламы и дизайна ИжГТУ, в свое время он оказался в Самаре, где и проживает сегодня. Но родина и альма-матер, конечно же, "теребят" время от времени, не дают о себе забыть: именно в Воткинске и - сейчас - в Ижевске состоялись его первые персональные выставки. На открытие "Графики" в ИжГТУ приехали учителя и друзья Алексея из Воткинска - те, кто помнят его начальные, еще детские шаги в искусстве и продолжают следить за его творчеством до сих пор. Такое трепетное и бережное отношение к своим талантливым землякам со стороны воткинцев, безусловно, достойно уважения и восхищения. Кстати, в Воткинске вышла и первая книга с иллюстрациями Алексея Татарских - это случилось в 2006-м году, и книга историка-краеведа Григория Ясакова "Воткинские рассказы о Чайковских" посвящалась известным и малоизвестным фактам из жизни семейства Чайковских в Воткинске.
... Не так уж и велик зал, где расположилась "Графика", но тем не менее по выставке можно бродить часами. И даже в самой небольшой графической работе искать и находить тщательно, досконально прорисованные автором подробности и детали, вглядываться в них и вдумываться, обнаруживая новые, порой неожиданные смыслы и образы.
Каждый рисунок - целая история, если угодно, маленькая или даже большая сказка - а может, и быль! - драматические сюжеты которых разворачиваются в таких вечных и знакомых каждому пространствах, как любовь, творчество, борьба света и тьмы, добра и зла, поиск себя и смысла жизни... Вольно или невольно, порой даже, возможно, без намерения автора, многие его графические фантазии прямо или косвенно отсылают зрителя к литературным источникам. Что вполне закономерно: все-таки рисунок и графика с древнейших времен - самые что ни на есть книжные, иллюстративные жанры. Притаившийся черной тенью за спиной мальчика зловещий дракон заставляет нас вспомнить героев мудреца Шварца. Смеется, кривляется, иронизирует, проступая сквозь гротескные фигуры и лица персонажей "Носа", великий и бессмертный Гоголь. Вполне современные - казалось бы! - лица, запечатленные художником в "Трамвае", непостижимым образом напоминают об эпохе и творчестве Булгакова... Чистый, изысканный профиль Обри Бёрдслея, его высокомерный, надменный взгляд зовет нас в мир Оскара Уайльда, а портрет еще одного великого художника Мориса Эшера обращает к Сервантесу и "Дон Кихоту"...
В экспозиции представлены в основном работы последних лет. И поэтому романтичный, солнечный, слегка по-юношески наивный рисунок "Дон Кихот и Санчо Панса", сделанный еще в годы студенчества, возможно, чуть выпадает из общего философского контекста выставки, но тем ярче виден творческий рост автора: и в поздних работах рука мастера узнаваема, но на первый план выступает уже не техника, а глубина, философия, внутренняя драматургия сюжета.
О работах
- Дон Кихот и Санчо Панса - это 2002 год, - вспоминает Алексей Татарских. - Тогда у меня и в душе, и в голове жили романтизм, завоевание и постановка перед собой каких-то непонятных целей, покорение тех же самых "ветряных мельниц"... Да, можно сказать, что это и про меня. Чувствовалось одиночество, хотелось иметь такого надежного друга и соратника, каким был Санчо Панса.
Если говорить о портретах, то они тоже появились потому, что хотелось их нарисовать. Например, я люблю Жванецкого - и образ его пришел сам по себе. Именно такой легкой, без четкой проработки, линией - так же, как он разговаривает со сцены, легко и просто. но при этом закладывает в свою речь глубокую суть. Михаил Шемякин тоже производит на меня большое впечатление прежде всего глубокого и мощного художника - в его графике интересные образы, уникальные маски. Обри Бёрдслей - это действительно утонченная графика. В ней много хорошей эротики, но она не пошлая, сдержанная, камерная, заставляющая по-человечески волноваться. Поэтому появился его портрет, как и портрет Мориса Эшера, который тоже для меня велик и интересен и как художник, и как мыслитель. Он был неплохим математиком, и свои мысли выражал через какой-то порядок вещей, конструктивных решений в графике. В его работах можно почувствовать космос и бесконечность.
О книгах
- Чтение книг я в юности не особо жаловал, в основном любил фантазировать. Что такое фантазировать? Это читать свои мысли, запоминать их, читать небо... Да, музыка - тоже очень серьезный и большой культурный пласт, который влияет на меня очень глубоко. Поэтому я не буду кичиться, что много читаю, гораздо важнее для меня больше слушать, больше молчать, больше воспринимать, наблюдать... "Трамвай" как раз об этом. Я могу увидеть человека, просто проезжая мимо на машине. Он мне запомнится, и я его нарисую и обыграю это именно так, как я это почувствовал в тот самый момент. Это доли секунды, и я могу их запечатлеть. Вот это мне интересно. Действительно, человеческие лица - это книга, судьба, история. Это целое повествование, целый рассказ.
- Я бы однозначно проиллюстрировал всего Булгакова, Достоевского, который до конца своих дней изучал душу человека, его душевные качества, пороки, страдания. Каких бы персонажей рисовал? На отдельных персонах не хочу останавливаться, потому что я люблю - так уж получилось - глобальность всего. Это только кажется, что графика - это маленькие миниатюры, на самом же деле это настоящий микрокосмос, который следует воспринимать очень серьезно и с помощью которого можно развиваться. Так что я брал бы всех персон и всюду, чтобы и самому вырасти немного в своем мастерстве, и людям что-то сказать, подарить, обогатить их.
Из современников, пожалуй, проиллюстрировал бы Вебера - это французский писатель. Притягивает то, что он пишет вроде бы незамысловато, но при этом поднимает глубинные темы, умело и смело фантазируя - так, что начинаешь верить, что его придуманный мир и вправду существует. Из наших, российских, проиллюстрировал бы Сергея Алексеева, автора "Сокровищ валькирий". Он обращает внимание на многие науки и культуры, с помощью которых можно развиваться и быть очень богатым внутри человеком.
О графике
- Я не умаляю живопись, тем более что сам тоже занимаюсь ею. Это великий пласт культуры и творчества. Но живопись - это эмоции, это чувства, это что-то обобщенное. Тогда как графика более откровенна и сокровенна, более интимна, в нее нужно всматриваться, с первого раза в ней не все воспринимается сразу. Это как откровенный разговор по душам, с глазу на глаз, и просто так пробежаться мимо картинок, сказав "как здорово, как интересно, какая линия!" - этого мало. Все-таки они создаются не ради того, чтобы произвести впечатление. Хотя отчасти, наверное, да... Но это мое сокровенное, я пытаюсь быть откровенным человеком в своем творчестве. Так уж получилось, что я не умею кривить душой. Если уж я занимаюсь этим, то я действительно занимаюсь этим... Бывает такая ситуация в жизни человека, когда он говорит - у меня накопилось, мне нужно выговориться. Вот это та самая ситуация - выговаривать себя с помощью своих картин.
Выставка Алексея Татарских "Графика" работает в выставочном центре "Ракурс" (второй корпус ИжГТУ, 4 этаж) в будние дни с 10.00 до 14.00 до 15 декабря.
Светлана МАЛЬЦЕВА
фотогалерея |