23 апреля в Ижевском государственном техническом университете завершает свою работу IV международная конференция "Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования". Пик работы конференции пришелся на вчерашний день. Наши корреспонденты посетили заседания некоторых секций конференции.
22 апреля, в день рождения вождя мирового пролетариата, представители научного мирового сообщества продолжали свою образовательную революцию. Второй день международной конференции EQ-2010 ознаменовался работой шести секций. Из большого списка заявленных докладов более всего меня заинтересовали работы сирийских и финских ученых. Поэтому посещение секции "Болонская декларация и международное сотрудничество в системе образования и науки" в пятом корпусе ИжГТУ было обязательным.
Председательствовали на работе секции И. В. Абрамов, профессор ИжГТУ и Е. А. Якубович, доц., проректор по международным связям Самарского государственного технического университета.
- Нашим странам просто необходимо вступление в Болонский процесс, - так начал свое выступление доктор. - Арабские страны долго боролись за то, чтобы развить такую систему образования, которая могла бы позволить экономике стран развиваться быстрее. Правительства наших стран своими указаниями в короткий срок на порядок увеличили число университетов и, как следствие, студентов, обучающихся в них. Но, как известно, количество не означает качество. Эти действия привели к возросшим потребностям в финансировании, и это стало проблемой. Где найти деньги? Ведь бюджет остался на прежнем уровне и в Сирии, например, не превышает пяти процентов бюджета страны. А значит, денег на реформирование образования и развитие инфраструктуры вузов просто не оказалось.
По словам уважаемого гостя из Сирии, в странах арабского мира до сих пор используются образовательные программы времен колонизации, не хватает высококвалифицированных преподавателей, программы обучения арабских университетов не отвечают международным стандартам. На наглядных таблицах доктор сравнил системы образования Сирии, Индии и Китая. Выбор Индии и Китая оказался не случайным. Эти страны за короткий срок смогли привести свои образовательные программы к международным стандартам. И этот опыт переоценить невозможно.
- Для решения вышеуказанных проблем нам и необходимо вступление в Болонский процесс, - констатировал Никола Або Исcа. - Нужны политическая воля руководства стран арабского мира, увеличение финансирования научно-исследовательской деятельности, реформирование и интегрирование нашей образовательной системы в европейскую. Сотрудничество с зарубежными странами даст нам доступ к их библиотекам, научным трудам, позволит готовить совместно с ними наш преподавательский состав.
Совместно с профессором Йохане Ласанненом они подготовили доклад о трудоустройстве в Финляндии мигрантов, получивших российское образование. Эти исследования дают пищу для размышления о том, как должна меняться наша система образования для полной интеграции в Европу. К сожалению Йохане Ласаннен не приехал в Ижевск, но доклад от этого менее интересным не стал.
- Наших специалистов с магистерскими дипломами на работу берут с удовольствием, - рассказал Эдуард Хакимов. - С бакалаврскими дипломами дела обстоят хуже. Как и в нашей стране, работодатель не очень понимает термин "бакалавр". Поэтому у бакалавров есть два пути: доучиваться в Финляндии на магистра или менять профессию. В целом трудоустройство наших граждан, как и в собственной стране, зависит от самого соискателя, от его целеустремленности и уверенности в собственных силах.
Особенно приятно, что победы российских программистов в международных соревнованиях стали отправной точкой для появления в Финляндии словосочетания "русский программист". По словам Эдуарда человек, который выполнил сложную задачу, поставленную перед ним руководством, получает прозвище "русский программист". В этом немалая заслуга и программистов Ижевского технического университета, неоднократных призеров и медалистов мировых соревнований по программированию. Эта неожиданная и весьма оригинальная информация порадовала и развеселила аудиторию секции.
Эдуард Хакимов рассказал о тренде в финском образовании на укрупнение и автономии вузов:
- В Финляндии 28 университетов, и только семь из них готовят специалистов по инженерным специальностям. Тенденция объединения вузов стала политической задачей. Слияниям университетов не мешают даже 200-километровые расстояния между ними. С этого года финское правительство существенно сократило финансирование вузов. Все направлено на приобретение университетами статусов автономных, некоммерческих учреждений. Это уже сказалось на существенном сокращении профессорско-преподавательского состава.
Как рассказал Эдуард, пока бакалаврское образование у нашего северного соседа - бесплатное. Магистерские программы частично платные. Но все отмечают и понимают, что автономия вузов и экономические интересы вынудят очень скоро сделать программы по обоим направлениям платными.