- Я с детства увлекался авиаракетомоделизмом, поэтому свою будущую профессию связывал только с авиацией. Сначала мечтал о Казанском авиационном институте. Но к своей большой радости, в ИжГТУ нашел очень схожую специальность, на которую нацеливался в КАИ. Подал документы на машиностроительный факультет, специальность "Авиаракетостроение" и успешно сдал вступительные экзамены. Но! Когда дело дошло до зачисления, нам объявили, что эту специальность закрыли, и все мы, новоиспеченные студенты, оказались на специальности 552700 "Энергомашиностроение".
Говорят, что учиться на машиностроительном факультете довольно сложно, но за шесть лет учебы я не испытал особых трудностей. Учиться мне нравилось. Набор на эту специальность был экспериментальным, и обучение предполагало двухуровневую систему: бакалавр-магистр. Тему для своей дипломной работы я выбрал сам: она была связана с изменением фаз газораспределения двигателя внутреннего сгорания. Поступив в магистратуру, сразу задумался о своей будущей магистерской диссертации и связывал ее все с теми же фазами газораспределения. Но мой научный руководитель, зав. кафедрой "Тепловые двигатели и установки" Али Вейсович Алиев посоветовал взять тему, связанную с подушками безопасности автомобилей, а именно - математическое моделирование и оптимизация газодинамических процессов, происходящих во время срабатывания данной системы. Работа мне показалась интересной, и я начал изучать все, что связано с этой проблемой. А во время общения со своим научным руководителем эта тема стала открываться с неожиданной для меня стороны. Стали появляться захватывающие идеи, которые я хотел реализовать. Но, к сожалению, был ограничен во времени сроком защиты...
Как многие студенты, я работал и учился одновременно. Однажды к нам в КБ ЧМ радиозавода, сотрудником которого я являюсь, пришли конструкторы и попросили помощи: разобраться с проблемой, которая у них возникла при испытаниях изделия. Блок, который они разработали, сильно перегревался. Необходимо было оптимизировать систему охлаждения блока при неизменных его габаритах. Для того, чтобы решить эту задачу, пришлось вникать в новую область знаний - математическое моделирование течения газа и жидкости. В конце концов, с заданием я успешно справился.
Догадываясь о том, что это будет интересно профессору нашей кафедры Борису Яковлевичу Бендерскому, дома я "посчитал" одну простенькую задачу. Бориса Яковлевича это, действительно, заинтересовало, и он предложил мне "посчитать" его задачу. Молча посмотрев решение, профессор подкинул еще одну. Однако результаты меня обескуражили. На мой взгляд, получилась такая ересь, что даже опустились руки. Тогда я еще не знал особенности сверхзвуковых струй и различных эффектов, связанных с этим, так как я учился на "двигателях внутреннего сгорания", где сверхзвуковые режимы течения газа практически нигде не реализуются. Но что получилось, то получилось. Бендерский посмотрел и попросил посчитать несколько вариантов. А по поводу сомнений ученый успокоил меня, сказав, что так и должно быть.
Параллельно с учебой, заводом и магистерской диссертацией, я продолжал заниматься исследовательской работой. Прошло немного времени, и на стол зав. кафедрой легло приглашение на участие в XXXIII-й международной молодежной научной конференции "Гагаринские чтения - 2007", проходившей в Москве. А следом пришло еще одно - в Санкт-Петербург на третьи "Уткинские чтения". И мы решили побывать на обеих, тем более, никаких накладок: заканчивалась одна конференция, начиналась другая. В Москве среди докладчиков нашей секции мы с Аленой заняли второе место. Конференция проходила в БГТУ - Военмехе - и продолжалась целых семь дней. (Насколько мне известно, в этом вузе учились мои научные руководители). А что поразило меня на конференции в Петербурге, так это то, что, к сожалению, молодых представителей научного сообщества можно было пересчитать по пальцам.
Возвращаясь домой, воодушевленный атмосферой научных исследований и открытий, я окончательно принял решение - поступить в аспирантуру. С Борисом Яковлевичем определились с направлением будущей работы - "Аэрогазодинамика органов управления летательных аппаратов".
А примерно через месяц профессору пришло приглашение в Новосибирский академгородок на XXI-й международный семинар по струйным, отрывным и нестационарным течениям. К тому времени нового материала у меня еще не было, но у научного руководителя были идеи, за которые стоило браться. После долгих командировок у меня появились свои соображения по поводу предстоящих исследований. До этого момента я рассчитывал течения газа в органах управления ЛА, но не было возможности проверить их на практике. Научный руководитель подсказал способы проверки моих результатов моделированием течения в гидролотке. Вы не представляете, как это здорово, как это приятно, когда виртуальные (численные) расчеты сходятся с реальным экспериментом!
После проведенных экспериментов мы с Аленой написали тезисы, каждый по своей части, а потом с волнением ждали ответа.
Конференция проходила в августе, поэтому у меня оставалось время и для защиты магистерской диссертации, и для того, чтобы подготовить презентации, продумать вопросы, которые буду выносить на обсуждение. Так как к вузу я уже не имел никакого отношения, дорогу и участие в конференции оплатил радиозавод, за что ему большое спасибо. Очень радостно, что на этой конференции я нашел множество подтверждений результатов своих расчетов: что способы и методы, которые я применяю в своей работе, являются на данный момент, действительно, актуальными, что с теми проблемами, с которыми я сталкиваюсь при решении своей задачи, сталкиваются и другие.