20 февраля в ИжГТУ состоялась встреча профессорско-преподавательского состава вузов Удмуртской Республики с ректором МГУ Виктором Садовничим.
20 февраля в стенах Ижевского государственного технического университета происходило очень важное событие. Профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений УР была оказана высокая честь - встретиться с ректором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академиком РАН, президентом РСР В. А. Садовничим. Нам важно, о чем думает и считает нужным говорить ректор ведущего университета страны, ведь очень многие серьезные вопросы и новации для высшей школы формируются Союзом ректоров России, который возглавляет Виктор Антонович Садовничий.
В.П. Гродецкий
|
Прежде чем дать слово высокому гостю, первый вице президент Союза оружейников, выпускник ИМИ В.П. Гродецкий вручил крупному ученому Золотой Знак российских оружейников.
Ректор МГУ и в праздник не забывает о проблемах образования в России.
- Выступать в другом университете почетно и волнительно, - начал он свою речь. - Мы давно договаривались приехать в Ижевск. Ваш активный, симпатичный ректор часто бывает на наших заседаниях в МГУ. Но все не получалось (такая судьба у ректора). Ну а в этот раз все так сложилось, что я приехал. И благодарен вам, что вы нашли возможность сегодня встретиться со мной, поскольку завтра я уже должен быть в Москве.
В. А. Садовничий
|
Дорогие коллеги, мне трудно определиться, в каком режиме поговорить. Может, я сначала скажу несколько общих слов о высшем образовании?
Конечно, всю свою жизнь посвятив нашему образованию, очень переживаешь, когда что-то не получается или когда видишь ошибки. Конечно, стараемся их исправить и делать лучше.
На самом деле наша система образования была очень сильной и одной из лучших по фундаментальности подготовки специалистов. Но многое мы растеряли. И многое теперь приходится собирать. Но все-таки к чести Московского государственного университета - ядро мы сумели отстоять. И сейчас очень важно вокруг этого ядра наращивать силы и вернуть нашу славу и авторитет.
Если сказать в философском ключе, я однозначно считаю, что образование - это не услуга, а безусловный главный приоритет государства, потому что линейно неизмерим каким-то одним параметром. Это культура, духовное состояние каждого человека, ведь образованный человек по-настоящему образован, он очень богат и самодостаточен. Поэтому образование должно быть всегда приоритетным у государства!
Это нам иногда подбрасывают легкие схемы.
Почему мы были сильны? Мы были сильны потому, что у нас в образовании была очень сильна фундаментальная часть. Это та часть, которая давала основу знаний. У наших специалистов база была очень сильная. И в целом, это было наше преимущество. Сейчас фундаментальная часть уходит из образования. Но одна из главных причин состоит в том, что выпускники слабо подготовлены в общем плане. Поэтому выход один: вернуться к той сильной составляющей - базовой. И тогда наши выпускники будут легко переучиваться и адаптироваться к новым условиям.
Мы продолжаем пустопорожние дебаты, доказывая, что высшее образование можно получить за четыре года. В России сегодня насчитывается 3200 вузов и их филиалов, из которых около трех тысяч как раз и дают так называемое легкое образование. К сожалению, мы пошли не тем путем. Я считаю, что в 4- летнем образовании в глубоких, фундаментальных дисциплинах багажа знаний мало. За 4 года хорошего математика, физика, химика нельзя подготовить. Нельзя подготовить и инженера. Магистратура - по замыслу это все-таки наука.
Что сделали мы? Московский государственный университет полностью перешел на шестилетнее обучение. В МГУ вышел закон, который дал нам право самостоятельно устанавливать дисциплины и стандарты. Мы эти стандарты приняли и рискнули идти в другом направлении. Перешли на 6-летнее образование по тем специальностям, которые есть в перечне Министерства. По тем, которых нет в перечне, ввели стандарты интегрированного магистра. Это эксперимент, который проводится только у нас в университете.
Но главная моя мысль: не надо терять того, что было.
А мы теряем хорошие кадры. Они уезжают. За границей много соблазнов для талантливых ребят. Идти на зарплату ассистента даже в Москве не очень-то хочется. И оставлять в науке талантливых все труднее и труднее. Без решения этого вопроса систему образования мы не вернем. На четырех встречах с председателем Правительства РФ В.В. Путиным мы обсуждали примерно один круг вопросов. Наконец, по учителям вопрос уже решен. Если говорить по Москве, то учитель сегодня получает больше, чем преподаватель университета. Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава составляет около 40 тысяч, с учетом всех доплат и грантов. Половина этой суммы зарабатывается на грантах. В любом университете ситуация такая же. Есть, конечно, ученые, которые зарабатывают гораздо больше - те, кто выиграл значимый грант или имеет какие-то другие источники. Но я говорю о среднем показателе.
Коснусь еще одного вопроса. Если зарплата маленькая, если престиж небольшой, если нет жилья? В 90-х годах по этой причине из МГУ четверть молодых выпускников и аспирантов уехало. За границей они адаптировались. Сейчас идет процесс возврата через мегагранты.
Замечу, недавно вышел закон о кооперативном жилье. Тут два вопроса. Кто может быть членом кооператива? В принципе, преподаватели вузов могут. Второе: надо эти кооперативы организовать. Если есть такая проблема, разберитесь в этом вопросе.
Ректор МГУ затронул и такой важный вопрос, как студенческие общежития. По поручению председателя Правительства РФ Путина - разработать типовой проект общежития и схемы строительства. Был объявлен конкурс. Первое заседание жюри состоялось. Мы посмотрели 10-15 типовых проектов общежитий. 15 городов заявили на строительство общежитий. Если выиграть типовые проекты, то города начнут строить эти общежития, на бюджетные, муниципальные деньги. Но речь идет о таком общежитии, который бы стал культурным центром, кампусом. В качестве примера - общежитие в Лиссабоне, которое стало украшением не только университета.
В целом, жизнь в университетах разная. Есть государственные и негосударственные вузы.
О негосударственных вузах идет плохая слава: говорят, там не учат, а просто продают дипломы. С этим бороться надо! Мне говорят: тебе больше всех надо? Я писал письма, выступал, я говорил, это нужно нам всем. Это пятно на всех. Это надо выжигать любым способом! Потому что через 10 лет этот же человек будет говорить, что он обманут. Он нас будет винить: его так подготовил университет. Способ один: нужна строгая жесткая лицензия. А еще вернуть функции УМО, вернуть общественную экспертизу. Но я ведь не чиновник. Я ректор. Просто я говорю, что у меня наболело.
Я много читаю о якобы падении российской науки, но я думаю, что это не вполне взвешенная информация. Я объехал весь мир, бывал в большинстве ведущих университетов и могу твердо сказать: по фундаментальному образованию у МГУ по-прежнему нет конкурентов. И это не бахвальство. Московский университет является лидером в мире, по крайней мере, по четырем наукам - математике, биологии, физике и химии - с точки зрения цитируемости. То же самое можно сказать и по нашему НИИ. Судите сами: какой университет мира запустил свой собственный спутник? Нет такого университета.
В заключении выступления ректора МГУ ректор ИжГТУ Б.А. Якимович сказал:
- Может быть, не каждый знает, но то, что наш университет участвовал в конкурсе стратегических программ развития университетов и победил, это тоже в какой-то мере заслуга Виктора Антоновича Садовничего. Именно он обратил внимание председателя правительства на то, что нельзя разрывать единое академическое сообщество в стране. Нельзя иметь только национальные, федеральные, исследовательские университеты. Кстати, МГУ является национальным университетом, их только два в России. И по поручению В.В. Путина был организован такой конкурс. Путин поручил Министерству образования и науки найти деньги - 4 миллиарда - и провести этот конкурс. И это все было сделано и реализовано.
Почему это важно? Вот сегодня говорили о юбилее Ломоносова. Так вот первый проект, который был реализован в рамках сетевого сотрудничества нашим университетом - (профессор Баранов), УдГУ и Казанским федеральным университетом - это проект создания Интернет-контента по всем изданиям Ломоносова на всех языках. Они собрали такой контент, он выложен в Интернете, можно его посмотреть. Каждый университет провел слушания по этому проекту. Очень интересно было послушать эти доклады. И это очень важный момент. Вы не должны забывать, что нет вузов второстепенных, есть общая проблема повышения качества образования, которую мы должны решать в интересах всей нашей страны. Спасибо вам большое, Виктор Антонович, еще раз за то, что вы очень четко и правильно выстраиваете эту позицию.
Ректор МГУ приготовил слайд-фильм о новейших направлениях, проблемах, важных делах в образовании, фестивале науки.
После просмотра фильма Виктор Антонович Садовничий ответил на вопросы собравшихся.
На первый из них, об изучении иностранных языков в стенах Московского университета, ректор МГУ ответил довольно откровенно:
- Большого порядка в изучении иностранных языков в МГУ нет. Признаюсь честно. Хотя у нас и существует факультет иностранных языков. Дело в том, что в МГУ приходят сильные ребята уже со знанием английского языка. Поэтому в нашу задачу не входит научить их языку. Мы просто добавляем к их знаниям профессиональную составляющую иностранного языка. Ну и конечно наша задача дать студентам второй иностранный язык: немецкий, французский, испанский. Что касается методики обучения, то могу сказать, что в нашем учебном плане 10 процентов предметов преподаются на иностранном языке.
- Как относитесь к постепенному уменьшению в учебной программе часов по базовым предметам, таким, как физика и математика?
- К сожалению, мы полностью скопировали западную модель образования. А копировать один в один, это мое глубокое убеждение, никак нельзя. Почему? Потому что копия всегда хуже оригинала. Болонская система в Европе вводилась министрами образования европейских стран для того, чтобы уровнять возможности рабочих сил. В Европе большие миграционные потоки. Люди с разными дипломами и знаниями как таковыми. Необходимо было провести реформу по выравниванию образовательной системы Европы. Там это было оправданно. Мы же, перейдя на эту систему, не провели серьезную работу по ее изучению. Не было дискуссий в масштабах страны, поиска своего пути в рамках Болонского процесса. Это привело к тому, что сегодня многие задают вопросы подобные вашему. Возвращаясь к нему, могу ответить - это трагедия. Инженер никогда не будет классным, если не были заложены базовые знания именно в этих предметах. Это я думаю понятно всем.
- Виктор Антонович, как вы считаете, мы навсегда утратили подготовку специалистов пяти лет обучения или еще есть надежда, что вернемся к ней?
- Прежде всего, надо бороться за включение в список специальностей, по которым ведется такая подготовка. Сейчас их 101. Это, конечно, трудно. Я знаю. Но делать это необходимо. Во-вторых, мы продолжим объяснять руководству о необходимости пяти и шестилетней подготовки хотя бы инженеров.
- Меняется мир и образование. Как, по-вашему, какие усилия необходимо предпринять по всей вертикали образования, чтобы отвечать современным требованиям и реалиям?
- Конечно сейчас, все прорывы делаются на стыке наук. Более того, наука, это придуманный человеком термин о каком-то конкретном секторе знаний. Мир - он один. Но это не значит, что теперь преподавать должны один предмет, рассказывающий обо всем. А что происходит в сегодняшней школе? Не надо учить химию, физику, биологию, а надо учить естествознание. Причем рассказать о естествознании для школьников в нашей стране могут, только несколько человек. Школьный учитель это сделать сможет вряд ли. Где учебники? Где программы? Поэтому мое глубокое убеждение, что базовые предметы должны быть разделены по наукам и знания должны даваться именно так, начиная со школьной скамьи. Главное сегодня - не увлечься общими курсами обо всем сразу и ни о чем конкретно.
В заключение ректору МГУ был задан вопрос о значимости внеучебной работы со студентами.