Новая выставка известной художницы Зои Лебедевой, которая открылась 16 октября в Выставочном зале ИжГТУ "Ракурс", называется "Текстиль, лубок и прочее".
Слева на право: Ирина Шихалёва и Зоя Лебедева |
Только что миновал Покров- "зазимье", древний праздник, связанный с окончанием полевых работ, первым снегом, покровом Пресвятой Богородицы- заступницы и временем деревенских свадеб. Открытие выставки в ИжГТУ и началось со свадебного обряда, который для зрителей сыграли певица из Петербурга, солистка русского народного ансамбля "Русский стиль" Ирина Эдуардовна Шихалёва и сама хозяйка выставки - Зоя Михайловна Лебедева.
Под напев "растет трава, да все без кореня" они сплели красную ленточку-веревочку - символ жизни, дороги и женской судьбы. Пока молодой человек, представлявший в обряде "жениха", мужественно скрывал смущение, "невесте" расплели девичью косу, заплели в две косы веревочку, повязали "молодухе" цветастый передник, покрыли голову красным платком. Под другую песню - весеннюю, "лелёшную" качали в люльке -покрове куклу. А в заключение "молодые" обнесли всех "гостей" леденцами... "Заигрыш" выставки удался: публика оживилась, зашуршала фантиками и принялась обмениваться впечатлениями.
По словам самой художницы, эта выставка - "винегретная", объединяющая разные темы, с которыми она работает: лубок, лоскутные одеяла, флортекстиль, куклы, строматы ( пестротканые коврики для практики): "Вы прожуйте этот винегрет, может быть, он и органичен... У вас как раз очень хороший для художников зал - разделенные, компактные помещения, которые позволяют закончить одну тему, а рядом - начать другую"
- Я, знаете ли, давно привык к нашим белым отремонтированным стенам, пластику, жалюзи и прочему евроремонту,- сказал Игорь Григорьевич Селетков, начальник Управления по организационно-воспитательной работе ИжГТУ, представляя зрителям гостью университета. - А сегодня здесь все изменилось, стало совершенно другим ... Детские куклы, разноцветные ковры, лоскутные одеяла... И вдруг посреди всего этого на стене - гобелены из травы, собранные в какой-то импровизированный природный алтарь. Или мне почудилась в этом какая-то святость? Но все это удивительно... И спасибо нашей гостье за это удивление!
"Зоя Лебедева - один из самых лучших наших художников, и вообще - лучших художников, вне зависимости от географии", - так считает ижевский культуртрегер, продюсер и популяризатор электронной и народной музыки, старший научный сотрудник Приволжского филиала Государственного Центра современного искусства (г. Нижний Новгород) Александр Юминов:
- При этом хочу вас предупредить: архаичность, деревенская простота, наивные краски - это все же внешнее, некая ширма, а внутренне это - человек абсолютно современный, неуспокоенный и уникальный одновременно. Будьте внимательны и осторожны, - и по отношению к ней, и по отношению к себе! За всем, что вы здесь видите - вся ее жизнь, и мудрая древность, и особая глубина.
Давайте внимательнее посмотрим и мы. Вот народные тряпичные куклы - трогательная детская забава, и, в тоже время, колдовской оберег, дело сакральное, магическое. Целая россыпь крохотных кукол на ковре - то ли маленькие человечки, то ли брошенные игрушки? А вот куклы уже на стене, за каждой - тканая или рисованная картинка в рамочке из веточек. Я и мир. Ты и мир. Так мы помним себя в самом начале, почти во младенчестве: одна яркая картинка, другая, третья. Тут - ясный день, окно, небо и я. Там - лето, солнце и мне весело. А здесь - темно, грустно и очень одиноко. Когда и что это было? Где? Сколько мне было лет? Что было до, что после - уже и не вспомнить никогда ...
Впрочем, заблудиться в мыслях на этой выставке вам не дадут, в самых неожиданных местах вещи сами будут с вами разговаривать. На ковре вы прочтете: "не знаешь, где найдешь, где потеряешь", на картонке под картинами будет подсказка "текст- текстиль- утиль-стиль - иль правда", а в крошечных кисетах, затканных в грубоватый камуфляжный гобелен, вы и так разглядите знакомый бело-сине-красный триколор...
Но самый "разговорчивый" на выставке - это, конечно, лубок. Для продвинутых детей XXI века напомним, что лубок - это старинный вид изобразительного искусства, заменявший когда-то кино, телевизор, интернет и даже книги. Лубок, раскрашенная картинка с текстом, был всякий - одухотворенный как икона, фривольный как частушка, нравоучительный, философский и даже агитационный как листовка.
У Лебедевой лубок - это дневник. "Житие" от пола до потолка, составленное из многих дней-картинок, каждая - со своим текстом. И снова для современных пользователей: представьте себе что-то вроде ЖЖ с рисунками, где все странички видно сразу. Ник автора - "кинжодух яоз" (читайте наоборот, справа налево). И этот "аффтар жжот"! А еще "аффтар" -очень храбрый. Ничего: ни плохого, ни хорошего не боится. Смотрит вокруг и смеется. Ну, и над собой, конечно, - тоже.
Вот "кинжодух яоз молчит...", а здесь - "кинджодух сидит с кучей тряпок в мастерской..". Потом "кинджодух думает о суете сует и бессмысленности жизни ...", а потом "сидит, пьет чай. Хорошо же...". На других картинках - "няньчит кинджодух свою гордыню" или "спит и видит, как негармоничен мир", но никогда "кинджодух по падежам не склоняецца".
Писать посты в этот Живой Журнал нельзя. Но никто не помешает вам нарисовать свой собственный лубок. Выставка продлится две недели, и Зоя Лебедева будет давать мастер-классы для всех желающих: приходите, научит вас и ткать, и рисовать.
И, наконец, в "Ракурсе" можно увидеть фирменный флортекстиль Лебедевой - гобелены из диких, пустырных трав. Роскошные легкие ковры из сухого донника, конского щавеля, земляники. Только издалека они кажутся темными - так и веселый летний лес на горизонте тёмен. А если подойти ближе, то все оттенки, все цвета мира, какие только есть в наших краях, - все будут перед вами. И еще - запах травы, живой, знакомый, такой невероятный посередине города, в каменном доме ...
А любимая трава художницы - полынь, она же - "чернобыльник", "Артемидова трава", "корона для короля" и "божье дерево". Рассеченные листочки, пряный дух. Самая горькая из трав, успокаивающая непомерную боль,усмиряющая змеиные яды, отгоняющая нечисть. Говорят, если смотреть через полынь на пламя костра в день летнего солнцестояния - глаза будут зоркими целый год. А если повесить пучок травы в изголовье, - можно во сне улететь в другие миры. Возьмешь полынь в дорогу - пройдешь сорок римских миль и не устанешь, - по крайней мере, Плиний об этом писал еще до рождества Христова.
У Лебедевой полынные гобелены все разные: разновозрастная трава быстро меняется. Июньская полынь - не июльская, а июльская - не та, что в августе. Только цвет и запах не расскажешь, не опишешь. Приходите на них посмотреть - и все поймете сами...
"...Ковры из трав я прежде не видел",- заметил Анатолий Геннадьевич Олин, старший преподаватель кафедры "Технология промышленной и художественной обработки"Это, конечно, оригинально, "ноу-хау". В сильных своих вещах- она -очень молодец, у нее есть находки. Вообще, Зоя Лебедева - это всегда любопытно, всегда очень неожиданно".
Неожиданно - это правда. На дежурный вопрос: "Зоя Михайловна, какие у вас творческие планы, о чем мечтается?", художница вдруг отвечает: " Очень хочется научиться петь! (на открытии выставки в дуэте с певицей Ириной Шмелевой она первый раз в жизни спела на публике). Я поняла, что душа народа - действительно в песне, даже не на кончиках пальцев она, не в узорах, в том же текстиле... Душа - это женщины, певшие и поющие. И, если мы не поем, - то куда ж тогда наша душа подевалась? Но настоящее народное пение - это очень, очень трудно..."
Зато Ирина Шмелева в новой ученице не сомневается нисколько: "...я просто в культурном шоке...Мы познакомились с Зоей совсем недавно и, хотя я родом из Ижевска, - я никогда не видела ничего подобного! Вы только посмотрите, что она делает? Кто же теперь пишет лубок? А этот текстиль, а травы? Это просто потрясающе! И петь у нее тоже получится ... У Зои, кстати, оказался уникальный голос - хороший, теплый, красочный, она быстро схватывает ... Она - удивительная!"
фотогалерея |