Андрей Елисеев |
Так объяснил выбор апельсина символом Hot Jazz -фестиваля 2010 дирижер Big Band ИжГТУ, организатор и ведущий двухдневного музыкального марафона Андрей Елисеев.
Можно было бы привести еще с десяток аргументов в пользу радостного оранжевого символа: психологи, например, утверждают, что оранжевый - это цвет струящейся энергии, успеха и хорошего настроения, пифагорейцы соотносят его с цифрой "5" (по студенческой ассоциации - "отлично!"), а по теории А. Н.Скрябина "звук-цвет", оранжевый соответствует ноте "ля", символу легкого и беззаботного восприятия мира, ну, и в конце концов, что такое "а(о)ранжировка! - если не "выращивание апельсинов"?
Но 23-24 апреля публика "Интеграла" в этих объяснениях нисколько не нуждалась, руководствуясь верной житейской премудростью: лучший способ выбрать апельсин - это самому подержать его в руке (чем тяжелее, тем сочнее и вкуснее). Все, кто был на Hot Jazz -2010 подтвердят: это было сочно, вкусно и удивительно!
Как известно, инициатором проведения и организатором Hot Jazz-марафона выступил старейший джазовый коллектив города и республики - Big Band ИжГТУ, а первый фестиваль ижевского джаза в нашем университете успешно стартовал прошлой весной. Второй фестиваль - два незабываемых вечера, где звучала джазовая музыка самых разных стилей и направлений в живом исполнении лучших ижевских музыкантов, а также гостей ИжГТУ - джазменов гг. Новосибирска и Самары.
В соответствии с "апельсиновым регламентом", Big Band ИжГТУ появился на сцене в фирменных оранжевых футболках, а ведущий раздавал участникам марафона настоящие апельсины "в нагрузку" к почетным грамотам ИжГТУ "За высокий профессионализм и вклад в формирование студенческого культурно-джазового пространства республики ".
Герман Власов |
Разумеется, право первого соло фестиваля и Первый Апельсин достались Герману Власову (в сентябре 1954 года именно он стал руководителем создаваемого в механическом институте джаз-оркестра). Апельсин тут же отправился в карман заслуженного артиста России и заслуженного деятеля искусств Удмуртии, а музыкант, к удовольствию зрителей, поднял саксофон к губам...
Скажем сразу, в зале были не только студенты и преподаватели ИжГТУ и ижевчане, но и гости города, и даже страны; и не только музыканты, знатоки и любители джаза, но и те, кто "не разумеет музыкальной грамоте " и не "читает даже по слогам"*. От имени всех слушателей-дилетантов, хочется сказать: шквал аплодисментов, которыми зал награждал музыкантов, объединил всех без исключения: это были в полном смысле слова овации (в переводе "ликование"), которыми публика никого не обделила. Были и цветы, и восторженный свист, и крики " Браво!".
Дословно мнение одного из слушателей-знатоков звучит так: " Это класс! Зал - на ушах! Да он(зал) просто стонал, уже не мог хлопать! Все в шоке были, что так тоже можно играть и петь джаз. Если сможете - передайте всем СПАСИБО!". Передаем с огромным удовольствием.
"Интеграция ижевских джазменов, повышение качественного уровня Джаза республики, приобщение зрителей к мировой музыкальной культуре", - так обозначил задачи предстоящего Hot Jazz-марафона руководитель Big Band(а) ИжГТУ Андрей Елисеев.
На сцене фестиваля с успехом интегрировались, публично подтвердив каждый свою неповторимую индивидуальность, удивительные ижевские музыканты: лауреат и участник международных конкурсов и фестивалей концертный оркестр Арсенал-Бэнд (за дирижерским пультом - Фирдавис Ханнанов, солистка - Лариса Писмерова; коллективу уже 20 лет); недавно появившееся трио: Владимир Баутдинов (гитара, руководитель), Александр Шутов ( бас-гитара), Сергей Касаткин (ударные); группа "Сатьяграха" (в переводе - "упорные в истине"), представители нового поколения ижевского джаза и, действительно, упорные импровизаторы в постижении джаз-философии и мастерства. (Корюков Вадим - бас-гитара, Хохлов Вадим - гитара, лидер группы - Глеб Исленьтье, Илья Гусенков , Александр Третьяков (барабанщик ); а также- джаз-рок группа " Вираж" - группа музыкантов виртуозов из оркестра "Арсенал-Бэнд" под руководством Александра Третьякова, едва ли не самый известный джаз- коллектив Ижевска, исполняющий музыку в авторской аранжировке Третьякова и активно гастролирующий по городам республике.
Второе отделение первого концерта фестиваля открыли солисты вокальной студии "Rec.time" и Big Band ИжГТУ, сыграв "Легенду Араратской долины", которая сделала наш оркестр лауреатом фестиваля в Новосибирске в 2008. "Импровизации для голоса и оркестра" солистки и тоже лауреата Новосибирского фестиваля - 2008 Весны Ковалевич и экспромт с новосибирским солистом Антоном Буняком, привели публику в восторг.
В первый день фестиваля состоялся и дебют новой солистки Big Band Елены Тарасовой (МиМ-факультет, 4 курс), лауреата фестиваля ИжГТУ "Барды Галеwoodа", совершенно неожиданный для зрителей федерального канала "REN", знакомых с Еленой в качестве ведущей телепрограммы корпоративного телевидения ИжГТУ " Студенческая, 7".
"Что к юбилею Победы может сделать джаз?" - спросил публику Андрей Елисеев и ответил: "Джаз может все!". Знаменитую песню союзников " Бомбардировщики" ("Мы летим, ковыляя во мгле../ Comin' in on a wing and a prayer..") на английском и русском исполнили Елена Тарасова и Юрий Сайфатович Байраншин, тромбонист, оранжировщик и певец (почти мистическое совпадение: в Екатеринбурге 22 -24 апреля проходил XIX международный фестиваль "Джаз-транзит", посвященный Победе. Фестиваль открывал биг-бэнд Военно-Морских сил /ВМС/ США. Там в этот же день тоже пели " Мы летим ковыляя во мгле..."! )
Еще один герой первого концерта фестиваля - трио "Kingsback", музыканты которого буквально заставили публику свистеть в порыве восхищения.
Профессор ИжГТУ и джазмен Вениамин Иосифович Гольдфарб поделился с нами впечатлениями о первом дне фестиваля: "Праздник получился большой, настоящий и красивый. Правда, громко играют - ну, молодые еще, научатся регулировать звук. Зато молодые ребята импровизируют по-взрослому: ведь это сложная музыка, научиться гонять импровизации в пределах тональности - это очень непросто, но они играют здорово. Конечно, Арсенал-бэнд, конечно, Лариса Писмерова, - выше всяких похвал, мы давно все в нее влюблены , она талантлива. Третьяков - большой мастер и виртуоз, солировал длинновато, чуть было не утомил, но удовольствие от его игры перевесило.
Потрясающий концерт, просто фантастически здорово Парень-солист из Новосибирска -я просто не предполагал, что в самодеятельности может быть такое чудо. А эти ребята, с прическами под Элвиса? Стопроцентный типаж! Я бывал в Мемфисе, это родина Пресли, видел их ансамбли... Так наши - круче! И какая у них гармония с оркестром! И Юра Байраншин с "мы летим на последнем крыле"- это неожиданно и тоже, - так хорошо...
А как выросла наша Весна Ковалевич? Она с нашего факультета, помню, как она начинала у Ларисы Письмеровой, - и как она теперь профессионально поет! Голос поставленный, чувство такое джазовое, просто замечательно. В наши годы молодые мы так не играли! Нет! Мы хорошо играли, но не так..."
Второй день фестиваля открыли музыканты ижевской группы "Men in Black" ("Люди в черном", руководитель - универсальный пианист Андрей Имбирев), традиционные во всем - наборе музыкальных инструментов, одежде, репертуаре и манере исполнения, а классика,как известно, неподвержена дефолтам, как и интерес публики к этим музыкантам.
Руководитель Самарской джазовой студии "Движение" Сергей Викторович Равин представил группу студии " ДЧ" под руководством басиста Алексея Титенко (пианист -Дмитрий Чемырев , барабаны - Екатерина Ананьева, вокал- первокурсница Александра Байдачная), импровизации которой произвели на публику неизгладимые впечатления. Александра Байдачная (солистка группы " ДЧ", г. Самара): "С одной стороны, мы представляем "классический" джаз, и, в то же время, наши аранжировки не совсем традиционны, отсюда и смена имиджа - нам захотелось сменить платье на джинсы, концертные костюмы на повседневные. Мы - студенты джазовой школы, играем в самарском клубе " Бумажная луна", в будущем надеемся стать профессионалами, хотя для этого, конечно, нужно еще много затратить сил, многому учиться и многое знать. Поездка в Ижевск - это наши первые дальние гастроли. Мы, конечно, очень волновались, но, кажется, все закончилось хорошо. На самом деле, фестиваль нам понравился: замечательная публика, принимала очень тепло, спасибо большое за блеск глаз, улыбки и аплодисменты, - все это нас очень поддержало. Мы бы с удовольствием приехали к вам еще. Приглашайте - мы приедем!"
Как и обещали организаторы, выступление лауреата российских и международных конкурсов джаз-оркестра Новосибирского государственного технического университета под управлением Юрия Миняйло стало кульминацией марафона(в музыкальной среде неслучайно говорят "сибирский джаз", "новосибирская джазовая школа", а Новосибирск называют "третьей джазовой столицей России" после Москвы и Санкт-Петербурга. Это город, где родился российский фри-джаз, госфилармония имеет отдел джазовой музыки, и один из лучших больших оркестров страны — биг-бэнд Владимира Толкачева).
Новосибирцы, появившиеся в блестящих малиновых пиджаках потом признались, что строили свою программу с элементами шоу. Тем не менее, в ней не было ничего нарочитого или безвкусного - ни одного несъедобного зернышка в сочном апельсине! Замечательные музыканты не просто сыграли хорошо: судя по всему, это был кураж, если угодно, - настоящий драйв. Энергетика вдохновения моментально передалась слушателям, а это дорогого стоит...
Безусловно, покорил всех и целый каскад блестящих новосибирских вокалистов. А Антон Буняк ...- ну, это надо слушать. И видеть - надо непременно. Надеемся, что новосибирцы, которым Ижевск аплодировал стоя, еще вернутся в ИжГТУ, и мы их вновь услышим и увидим (сообщаем для поклонников - солисты Антон Буняк и Кристина Дурманова - уроженцы г. Глазова и у них есть еще одна причина для визита в родниковый край). В свою очередь, наши музыканты осенью поедут в гости к друзья и коллегам в Сибирь: руководитель джаза НГТУ Юрий Петрович Миняйло официально пригласил на VI международный фестиваль джаза в Новосибирске, который состоится 25-28 ноября.
Борис Анатольевич Якимович |
"Второй год в ИжГТУ проходит джаз-марафон, и это событие - закономерное!", - сказал ректор ИжГТУ Борис Анатольевич Якимович, обращаясь к участникам и слушателям фестиваля. -" И ведущий фестиваля сегодня, объявляя выход на сцену оркестра НГДУ, не случайно ошибся и произнес " ИжГТУ" . Есть джаз-оркестры в технических университетах Новосибирска и Ижевска, я знаю, что есть такой оркестр в Саратове - это все не случайно, все мы - одно целое. Все это говорит о том, что техническое образование в России никогда не погибнет: наш студент будет играть, учиться и получать великолепные результаты. В ИжГТУ только что завершилась международная образовательная конференция - там география, конечно, шире, и думаю, музыкальную географию мы тоже можем и будем расширять. Пожелаем джаз-фестивалю стать традиционным, нашей дружбе - крепнуть, а молодым талантам российских городов - успеха!"
" Так и запишите", - настаивал саксафонист джаз-оркестра ИжГТУ, к. т. н., профессор Олег Алексеевич Трифонов, - "это отличный фестиваль! "Старшие" (джазмены ИжГТУ 50-60х гг.-ред) - вон все - Гольдфарб, Байраншин, Трифонов - все улыбаютс!".
Остается только добавить, что это второй Hot Jazz - фестиваль в ИжГТУ. При всей успешности первого, фестиваль - 2010 во много раз успешнее, интереснее и перспективнее. Если организационный и исполнительский уровень третьего будет настолько же выше второго, а четвертый - третьего и т. д., то, возможно, мы еще увидим Hot Jazz ИжГТУ в качестве бренда Ижевска, не уступающего автомату Калашникова. И при этом он будет вызывать только улыбки.
* За сто лет джаз пережил все: от него сходили с ума, его запрещали, он был супермодным увлечением, национальным достоянием, превратился в респектабельный музыкальный жанр и - остался дерзким и изменчивым, как подросток, от которого неизвестно чего еще ждать. Конечно, профессионалы скажут, что джаз нельзя спутать ни с чем: он то тут то там расставляет неожиданные акценты и синкопы (выделение слабых долей), полон неподражаемой энергии (драйва) создающего иллюзию постоянного ускорения темпа, отличается особой техникой исполнения: "раскачиванием" или свингом и т. д. и т. п. Но "определяться" джаз решительно отказывается: определений его сколько угодно, и ни одно из них не стало общепринятым. Несомненно одно: хозяин в джазе не музыкальное сочинение или композитор, а господин Исполнитель, он же - Импровизатор, который, кажется, не всегда знает, какой будет его следующая нота, но это никого не смущает, а совсем наоборот...
фотогалерея |