Откуда ты, вечнозеленая музыка, здесь, в Колтоме, в заснеженной рабочей слободке?
Джаз, "джэ-еззззз!", как смачно называют его на заокеанской родине, появился в наших краях после Победы. Он слетел с трофейных пластинок, пританцовывая, сошел в зал с киноэкрана, доехал в теплушках, бог знает в какую даль, вместе с фронтовиками, возвращавшимися домой. Было время радости и надежд. Самое время для Музыки.
В 1952 году, когда в городе был основан Ижевский механический институт, сопровождать пение студенческого хора вышел блестящий дуэт аккордионистов - Ю. Лопухина и В. Зюзина. А как-то осенью 1953-го Володя Зюзин вместе со своим аккордеоном принес в аудиторию "механа" инструменты для целого оркестра: трубу, тромбон и кларнет. Желающие и умеющие играть нашлись сразу, и к Новому Году оркестр "сыгрался".
Двадцатилетний "маэстро" к тому времени пережил потерю родителей при бомбежке эшелона в Подмосковье, был на фронте сыном полка и тринадцатилетним пацаном прошагал вместе с фронтовиками на параде Победы в столице. Но он был старше своих студентов-музыкантов всего на год-два, и музыкальные вкусы сверстников были одинаковы: они полюбили джаз.
Необъяснимый, необыкновенный, серьезный и ветреный, уличный и интеллигентный, свободный, улыбающийся миру джаз. Которому нельзя научить, но можно учиться. "Звездная пыль", "Грустить не надо", "Лодка", "Буги" и заветный "паровозик из Чатануги", который был популярнее, чем "Голубой вагон" в конце века... Эти мелодии для многих, кто учился и работал в механическом, были и остались аккомпанементом целых десятилетий собственной жизни.
"У оркестра должен быть собственный звук - тот, который и есть его индивидуальность," - твердил классик джаза Гленн Миллер. Тот самый, чей великий свинговый мюзикл "Серенады солнечной долины" очаровал целые поколения советской молодежи. И с первых репетиций Герман установил для музыкантов режим профессионального оркестра: постоянная работа над звуком, исполнение произведений с нот, аранжированных для эстрадного оркестра, работа с солистами, организация инструментальных малых составов.
К 1958 году организовался основной состав оркестра, в который входили - Д. Липкин (ударные), В. Князев (саксофон и скрипка), И. Гесс (аккордеон), О. Трифонов (саксофон), В. Казаков (фортепиано), Г. Утробин (контрабас), солисты А. Назаров, А. Тимшин, Г. Новикова. Позднее к ним присоединился В. Мохнаткин (фортепиано), Р. Никулин (саксофон), Н. Воронов (труба). Авторитет оркестра в ИМИ был очень высок, ни один студенческий вечер без них не обходился, только вот попасть на такой вечер было очень непросто. В это время уже появились записи популярных и очень любимых артистов - Рознера, Утесова, Лундстрема, Влаха, Армстронга, но в "механе" танцевали только под оркестр.
В конце 50-х на смену тем, кто уже заканчивал институт, в оркестр пришли молодые музыканты - А. Морозов (труба), В. Лобов (саксофон, аккордеон), В. Гольдфарб (клавиши), Б. Захаркин (ударные).
Расцвел оркестр в 60-62 гг., когда укрепился его состав (Черноскутов, Лобовы, Захаркин, Гольдфарб, Байраншин, В. Кацнельсон - контрабас, А. Федоров) и коллектив стал очень мобильным, путешествуя по всевозможным площадкам города и даже республики. Сформировался большой концертный состав - 4 саксофона, 3 трубы, фортепиано, 2 аккордеона, 3 скрипки, гитара, контрабас, ударные. В репертуар хлынули популярные мелодии и песни-оранжировки Черноскутова: незабвенная "Серенада солнечной долины", песни советских композиторов, мелодии самого Станислава Михайловича.
Оркестр ИМИ неизменно занимал первые места на городских и республиканских конкурсах, а в 1962 году получил звание лауреата на фестивале "Весна ППИ" в Перми. Малый состав давал концерты в Нылгинском детском доме, на многих городских площадках и вообще был "нарасхват". Он же стал школой для многих музыкантов - К. Толкача (саксофон), Ю. Смирнова (саксофон), Ю. Весенчука (саксофон).
Собираться на сцене всем поколениям оркестра на юбилеях родного института быстро стало традицией, а в конце восьмидесятых по предложению ректора И. В. Абрамова такие концерты устраиваются каждый год в день рождения теперь уже технического университета.
Из знаменитого оркестра ИМИ вышли профессиональные музыканты: Николай Гуторович - солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, Г. Суворова, солистка ВГТРК. В конце 60-х - начале 70-х образовался оркестр В. Алферова, неоднократно выигрывавший такие конкурсы студенческих оркестров, как "Весна УПИ", новое поколение создало оркестр " Ритм" Алексея и Ларисы Писмеровых, в 80-х гг. возник ансамбль с выраженной джазовой импровизированной манерой игры под управлением В. Г. Гольдфарба, без которого не обходился ни один институтский праздник .
В разные годы с оркестром выступали А. Гискин (сакс), А. Писмеров (гитара), К. Шибанов (гитара), Л. Писмерова (солистка) и другие.
Сегодня директор оркестра - профессор, д.т. н., почетный ректор ИжГТУ И. В. Абрамов, дирижер - заслуженный деятель искусств УР И. Ю. Кропачев, администратор оркестра - к. т. н., профессор каф. ТРП О. А. Трифонов. С оркестром поют: И. В. Абрамов, Л. А. Писмерова, Т. В. Замостьянова - зав. каф. истории, студенты, вокальная группа под управлением Л и А. Писмеровых.
"Звания ничего не дают", - так говорит художественный руководитель оркестра Г. И. Власов, заслуженный деятель искусств УР и заслуженный артист РФ , - "мастерство надо все время подтверждать. Если ты заслуженный токарь, а не можешь выточить какую-то деталь - какой же ты токарь?... Профессия музыканта - большой, тяжелый и нудный труд, многие не выдерживают, уходят... Но я слишком люблю играть хорошую музыку".
Музыковеды утверждают, что джаз - музыка личностей. В еще большей степени, чем классика. История джаза - история успеха и творчества талантливых, ярких, замечательных людей. А еще - история публики, которая их любит.
Так было и на бешеных джемах в нью-йоркских полночных клубах, и на берегу ижевского пруда в Оркестре студентов-"механиков".
И так будет.
Джаз-оркестру ИжГТУ
"Механ", Ижевск, окраина ... И - джаз!
Пусть кто-то усмехнется: - "Неужели"?
А мы играли и играем... Даже спели:
Что было и что будет. Все про нас.
И что случиться не могло, и не случилось.
Сыграли и про это... . Получилось.
Дул ветер с пруда, с Солнечных долин
Летели звуки, тая в звездной пыли,
И девочки вокруг с ума сходили,
Мир расцветал, как пролитый бензин
В дорожной луже, - все как в первый раз
А музыка... Она любила нас!
Наутро плыл сиреневый туман,
Мел танцевал, синкопы отбивая,
Блюз шелестел, учебники листая,
И без репризы матанализ сдан.
Мы все талантливы, как черти, и скромны.
Не верите? Не верьте... Это мы.
Грустить не надо! Мир не так уж плох.
Мы можем все - от джаза до ракет,
Неважно, сколько промелькнуло лет,
От музыки до счастья - только вздох,
Одна тридцать вторая, может быть,
А это мы сумеем пережить.
Из Чатануги - в Колтому,
Из Колтомы - на Чатанугу...
Еще сыграем мы друг другу
Грустить не надо! Никому.
| | |
| | |
| | |
| | |
|