16.01.2008 00:58 пресс-центр ИжГТУ
Печать PDF
ImageСеренада Солнечной долины в ижевском городке Металлургов...

Откуда ты, вечнозеленая музыка, здесь, в Колтоме,  в заснеженной рабочей слободке?  

Джаз,  "джэ-еззззз!", как  смачно называют его на заокеанской родине,  появился  в наших краях после Победы. Он слетел с трофейных пластинок,  пританцовывая, сошел в зал с киноэкрана, доехал в теплушках, бог знает в какую даль, вместе с фронтовиками, возвращавшимися домой.  Было время радости и надежд. Самое время для Музыки.  

В 1952 году, когда  в  городе был основан  Ижевский  механический институт, сопровождать пение студенческого хора вышел  блестящий дуэт аккордионистов - Ю. Лопухина и В. Зюзина. А  как-то осенью 1953-го Володя Зюзин  вместе со своим аккордеоном  принес в аудиторию "механа" инструменты для целого оркестра:  трубу, тромбон и кларнет. Желающие и умеющие играть нашлись сразу, и к Новому Году оркестр "сыгрался".

На праздничном  концерте номер со знаменитыми "куплетами водовоза" из фильма "Волга-Волга" исполнили  Г. Иванов (тромбон), В. Зюзин (аккордеон) , Г. Власов (кларнет) и Ю. Сарбеков. Фильм в  Ижевске любили  от всей души (недаром его снимали в Сарапуле на Каме), куплеты многие знали наизусть, и сами  музыканты имели невероятный успех.

Регулярные репетиции оркестра начались с 1954 года,  с приходом Германа Иосифовича Власова - выпускника Новосибирского военного музыкального училища, который руководит оркестром и по сей день.

Двадцатилетний "маэстро" к тому времени  пережил потерю родителей при бомбежке эшелона в Подмосковье, был на фронте сыном полка и  тринадцатилетним пацаном прошагал вместе с фронтовиками на параде Победы в столице. Но он был старше  своих студентов-музыкантов всего на год-два,  и музыкальные вкусы  сверстников были одинаковы: они полюбили джаз.

Необъяснимый, необыкновенный,  серьезный  и ветреный, уличный и интеллигентный, свободный, улыбающийся миру джаз.  Которому нельзя научить, но можно учиться. "Звездная пыль", "Грустить не надо", "Лодка", "Буги" и  заветный "паровозик из Чатануги", который был популярнее, чем  "Голубой вагон" в конце века... Эти мелодии для многих, кто учился и работал в механическом, были и остались  аккомпанементом  целых десятилетий собственной жизни.

Оркестр рос быстро. Спустя три года появились три скрипки, три саксофона, три трубы, виолончель, тромбон, фортепиано и контрабас, а в 1957 году оркестр уже  заслужил звание народного коллектива.

"У оркестра должен быть собственный звук - тот, который и есть его индивидуальность," - твердил классик джаза Гленн Миллер. Тот самый, чей великий свинговый мюзикл "Серенады солнечной долины" очаровал целые поколения советской молодежи.  И с  первых репетиций Герман установил  для  музыкантов режим профессионального оркестра:  постоянная работа над звуком, исполнение произведений с нот, аранжированных для эстрадного оркестра,  работа с солистами, организация инструментальных малых составов.

К 1958 году организовался  основной состав оркестра, в который входили - Д. Липкин (ударные), В. Князев (саксофон и скрипка), И. Гесс (аккордеон), О. Трифонов (саксофон), В. Казаков (фортепиано), Г. Утробин (контрабас), солисты А. Назаров, А. Тимшин, Г. Новикова.  Позднее к ним присоединился В. Мохнаткин (фортепиано), Р. Никулин (саксофон), Н. Воронов (труба). Авторитет оркестра в ИМИ был очень высок, ни один студенческий вечер без них не обходился,  только вот  попасть на такой вечер было очень непросто.  В это время уже появились записи популярных и очень любимых артистов - Рознера, Утесова, Лундстрема, Влаха, Армстронга, но в "механе" танцевали только под оркестр.

В конце 50-х  на смену тем, кто уже заканчивал институт, в оркестр пришли молодые музыканты - А. Морозов (труба), В. Лобов (саксофон, аккордеон), В. Гольдфарб (клавиши), Б. Захаркин (ударные).

В 1959 году  после окончания Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта вернулся в родной Ижевск  и пришел работать в ИМИ Станислав Михайлович Черноскутов.  Прекрасный аранжировщик и аккордеонист, руководивший студенческим оркестром  еще в своей "альма матер", Черноскутов стал собирать молодых музыкантов для нового оркестра,  а к 1960 году он звучал уже вполне профессионально. В оркестр пришли Ю. Лобов (саксофон), Ю. Байраншин (тромбон), А. Федоров (гитара), Ю. Павлов (труба)  и новые солисты - Р. Мухомадеев, Г. Мезенцева, Э. Яцук.

Расцвел оркестр в 60-62 гг., когда укрепился его состав (Черноскутов, Лобовы, Захаркин, Гольдфарб, Байраншин, В. Кацнельсон - контрабас, А. Федоров) и коллектив стал очень мобильным,  путешествуя по всевозможным площадкам города и даже республики.  Сформировался большой концертный состав - 4 саксофона, 3 трубы, фортепиано, 2 аккордеона, 3 скрипки, гитара, контрабас, ударные. В репертуар хлынули популярные мелодии и песни-оранжировки Черноскутова: незабвенная "Серенада солнечной долины", песни советских композиторов, мелодии самого  Станислава Михайловича.

Оркестр  ИМИ неизменно занимал первые места на  городских и республиканских конкурсах,  а в 1962 году получил звание лауреата на фестивале "Весна ППИ" в Перми. Малый состав давал концерты в Нылгинском детском доме, на многих городских площадках и  вообще был "нарасхват". Он же стал школой для многих музыкантов - К. Толкача (саксофон), Ю. Смирнова (саксофон), Ю. Весенчука (саксофон).

Практически тот же состав оркестра 1961-62 гг. готовил праздничные концертные программы к 20-летнему юбилею Ижевского механического института  в ДК "Ижмаш" и 25-летию института в  ДК "Металлург". Последнее выступление  стало поистине триумфальным, публика была в восторге,  свидетели этого действа и сейчас рассказывают о нем с гордостью и удовольствием.

Собираться на сцене всем поколениям оркестра на юбилеях родного института быстро стало традицией, а в конце восьмидесятых по предложению ректора И. В. Абрамова такие концерты устраиваются каждый год в день рождения теперь уже технического университета.

Из знаменитого оркестра ИМИ  вышли профессиональные музыканты: Николай Гуторович - солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, Г. Суворова, солистка ВГТРК. В конце 60-х - начале 70-х  образовался оркестр В. Алферова, неоднократно выигрывавший такие конкурсы студенческих оркестров, как "Весна УПИ", новое поколение создало оркестр " Ритм" Алексея и Ларисы Писмеровых, в 80-х гг. возник ансамбль с выраженной джазовой импровизированной манерой игры под управлением В. Г. Гольдфарба, без которого не  обходился ни один институтский  праздник .

В разные годы с оркестром выступали А. Гискин (сакс), А. Писмеров (гитара), К. Шибанов (гитара), Л. Писмерова (солистка) и другие.

Сегодня директор оркестра - профессор, д.т. н., почетный ректор ИжГТУ И. В. Абрамов, дирижер - заслуженный  деятель искусств УР И. Ю. Кропачев, администратор оркестра  - к. т. н., профессор каф. ТРП О. А. Трифонов.   С оркестром поют: И. В. Абрамов, Л. А. Писмерова, Т. В. Замостьянова - зав. каф. истории, студенты, вокальная группа под управлением Л и А. Писмеровых.

"Звания ничего не дают", - так говорит художественный руководитель оркестра Г. И. Власов, заслуженный деятель искусств УР и заслуженный артист РФ , - "мастерство надо все время подтверждать. Если ты заслуженный токарь, а не можешь выточить какую-то деталь - какой же ты токарь?... Профессия музыканта - большой, тяжелый и нудный труд, многие не выдерживают, уходят...   Но я  слишком люблю играть хорошую музыку".

Музыковеды утверждают, что джаз -  музыка личностей. В еще большей степени, чем классика. История джаза - история успеха  и творчества талантливых, ярких, замечательных людей.  А еще - история публики, которая их любит.

Так было и на бешеных джемах в нью-йоркских полночных клубах,  и на берегу ижевского пруда  в Оркестре студентов-"механиков". 

И так будет.                                                     

 

Джаз-оркестру ИжГТУ

"Механ", Ижевск, окраина ... И - джаз!
Пусть  кто-то усмехнется: - "Неужели"?
А мы играли и играем...  Даже спели:
Что было и что будет.  Все про нас.
 И что случиться не могло, и не случилось.
Сыграли и про это... .  Получилось. 

Дул ветер с пруда, с Солнечных долин
Летели звуки,  тая в звездной пыли,
И девочки вокруг с ума сходили,
Мир расцветал,  как пролитый бензин
В  дорожной луже,  - все как в первый раз
А  музыка... Она  любила нас! 

 Наутро плыл  сиреневый туман,
Мел танцевал, синкопы отбивая,
Блюз шелестел,  учебники листая,
И без репризы матанализ сдан.
Мы все талантливы, как черти, и скромны.
Не верите?  Не верьте... Это  мы. 

Грустить не надо! Мир не так уж плох.
Мы можем все - от джаза до ракет,
Неважно, сколько промелькнуло лет,
От музыки до счастья - только вздох,
 Одна  тридцать вторая, может быть,
 А это мы сумеем пережить. 

Из Чатануги - в Колтому,
Из Колтомы - на Чатанугу...
Еще сыграем мы друг другу
Грустить не надо! Никому.

 
Герман Власов. Июнь, 1945 год.
Герман Власов. Июнь, 1945 год.
 
25 лет ИМИ
25 лет ИМИ
Ансамбль (1970)
Ансамбль (1970)
 
 
Ансамбль
Ансамбль
 
Ансамбль
Ансамбль
 
Выступление на телевидении
Выступление на телевидении
 
И. Гесс (аккордеон)
И. Гесс (аккордеон)
 
Д. Липкин (ударные)
Д. Липкин (ударные)
 
Квартет Игоря Гесса
Квартет Игоря Гесса
 
П факультет
П факультет
 
Первый состав
Первый состав
 
Профессор О.А. Трифонов, 2-й саксофон-кларнет
Профессор О.А. Трифонов, 2-й саксофон-кларнет
  
Оркестр в наши дни
Оркестр в наши дни
 

 

Обновлено 24.01.2008 23:37
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаВ кулуарахВ кулуарахГерман Власов и все-все-все (история джаза ИжГТУ)
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»