6 января завершил свою работу Республиканский научно-практический семинар "Совершенствование довузовского художественного образования".
В течение 14-16 января в работе семинара приняли участие представители детских школ искусств Удмуртии, а также преподаватели и студенты ИжГТУ.
Организаторы семинара, посвященного академическим дисциплинам в программе художественных школ и художественных отделений детских школ искусств, - Центр повышения квалификации работников культуры, печати и информации Министерства культуры, печати и
информации УР и ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова", где уже десять лет существует факультет "Реклама и дизайн".
Сегодня, завтра и всегда
В ИжГТУ участников семинара приветствовал проректор по учебной работе ИжГТУ имени М.Т. Калашникова профессор Хворенков В.В.; о системе двухуровневой подготовки студентов на факультете "Реклама и дизайн" ИжГТУ рассказал декан факультета "Реклама и дизайн", д.т.н., профессор Черных М.М., состоялись практические занятия и мастер-классы в аудиториях факультета "Реклама и дизайн", заседания тематических секций, где с докладами выступали учителя и преподаватели ИжГТУ, экскурсии в мастерские по художественной обработке стекла и древесины в Центре коллективного пользования ИжГТУ.
Как следует из заявленной темы, семинар был посвящен вечной в искусстве и педагогике теме совершенствования, однако актуальность научно-практического семинара объясняется и более прозаическими и насущными причинами.
Российское начальное образование в сфере культуры переживает очередной переходный и очень сложный период. Концепция и творческие традиции детских школ искусств - это огромное и серьезное наследие российских мастеров и педагогов, фундаментальный институт культуры страны и, в свое время появление в законах термина "дополнительное образование" встречено было профессиональным сообществом с обидой и недоумением.
Сегодня федеральный закон определил новый правовой статус детских школ искусств (далее – ДШИ), − предпрофессиональное образование, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Механизмом внедрения реформы должны стать федеральные государственные требования (ФГТ) к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, разработанные Министерством культуры РФ. Во всех ДШИ предстоит разработать новые учебные программы ( 20% программы, вариативную часть образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно), подготовить их к лицензированию, подготовить преподавателей к новым условиям и требованиям. Времени для тщательной вдумчивой работы осталось мало, ощутим недостаток официальной информации, а прием на предпрофессиональные программы необходимо осуществить уже в мае 2013 года.
Таким образом, целью семинара было по возможности помочь преподавателям справиться как с вечными задачами художника и педагога, так и с проблемами управленческими и организационными.
Мастер
Руководитель и ведущий докладчик научно-практического семинара - гость из столицы, выпускник МГХИ им В.И. Сурикова, замдиректора по учебно-воспитательной работе Московского академического художественного Лицея ((МСХШ) - базовый лицей Российской Академии художеств), член Союза художников, Виктор Евгеньевич Елизаров.
В. Е. Елизаров - известный художник и педагог, за два десятка лет воспитавший не одно поколение очень ярких и индивидуальных, в том числе, театральных художников; последователь, практик и пропагандист русской академической школы живописи, уверенный, в том, что "она жива, и нужно сделать все, чтобы ее свеча не угасла". Со своими семинарами (так и хочется сказать миссионерскими, поскольку для педагогов региональных школ искусств подобное общение трудно переоценить) он, начиная с 2000 года, объехал всю страну.
По признанию участников семинара они единодушны в самой высокой оценке выступлений московского коллеги (на второй день количество "семинаристов" Елизарова оказалось вдвое больше, чем в первый. Амфитеатр большой аудитории первого корпуса ИжГТУ был заполнен, желающие сидели на ступеньках между рядами и стояли рядами на " галерке"). Пожалуй, некоторое представление о теоретической части, которую прослушали участники семинара, дают даже несколько замечательных афоризмов из выступлений В. Е. Елизарова: "Талант - от бога, а проблемы - от педагога", "Дети - все хорошие", "В искусстве не может быть скуки, ребенок должен быть "заведен" на творчество. Подобрать ключик и повернуть его - дело педагога", "С самых малых лет нужно ставить художественные задачи. И те, кто включится - они будут счастливы и счастливы вместе с вами", "Искусство - накопительная, традиционная история", "Ребенок должен получать эстетическое удовольствие, глядя на натуру, и на устроенный педагогом мир, в том числе (об учебных композициях)", "Искусство – тяжкий труд. Дети должны это знать и выбирать профессию, четко сознавая риски". "Мастерству не учат по учебнику, оно передается из рук в руки. Как говорится, "судить вас будем по делам вашим" - все отсюда, на самом-то деле…".
Отметим, что в Ижевске Виктор Евгеньевич впервые сопровождал свои лекции экранными презентациями, материалами " в цифре", - еще одно доказательство, что площадка совещания - технический университет - была выбрана организаторами удачно.
На вопрос корреспондента пресс-службы ИжГТУ: " А что Вы лично получаете от этих семинаров, от этой, во многом - просветительской деятельности?", "гуру" ответил, не задумываясь: " Помимо денег я получаю ощущение, знание, что это - моя родина. И мне нравится это все, я это люблю делать"
Итоги, планы и надежды
Преподаватель ДШИ № 2 поселка Игра Любовь Сергеевна Ившина, первые впечатления от семинара: "Мне очень понравились мастер-классы Елизарова. В свое время нас учили именно так, как говорится, новое- это хорошо забытое старое, в данном случае - классическая академическая школа. И это здорово, что она возвращается, хотелось бы, чтобы мы все вернулись к классике, к строгому академическому рисунку, потому что это серьезная профессиональная система, это действительно - школа.
В принципе, мы всегда старались следовать ее традициям, и не учим наших детей " плоскостном" приемам, которые сегодня так распространены. Учим тончайшим полутонам и переходам акварели, лессировке, плавности, но, к сожалению, потом наши ребята поступают в вузы и их нередко переучивают, буквально "борются с цветом": "это слишком живописно, убирай!". Пять мазочков, форма и – хватит! Привозят наши ребята свои студенческие работы - и там все плоско, в стиле броской и бойкой рекламы, нет былой мягкости, реальности акварели, "художественности".
Мы с коллегами уже сегодня решили, что в новой учебной программе, которую нам предстоит составлять, обязательно будем реализовывать концепцию академического рисунка и живописи, больше будем учить той же акварели, - Елизаров нас убедил. У него - все интересно, например, какой замечательный, очень полезный был мастер-класс в 56 школепо составлению композиций натюрмортов!
Конечно, мы сначала все должны "пропустить через себя", попробовать сами, освоить все, что увидели и услышали. Тот же принцип работы в малых форматах, о которых говорил Елизаров. Да, все мы за последнее время привыкли к большим форматам , а старые мастера - это он убедительно доказал, работали с малыми форматами, которые позволяют тщательную проработку всего, точность композиции, что называется "решить края". Знаете, я в свое время видела "Монну Лизу" - и была удивлена, что она такая маленькая… И если приглядеться- наши " глобальные" композиции кажутся искусственными и скучными, недоделанными. Ведь на самом деле – и Елизаров снова прав, - перенести малую форму на любой большой формат - это дело техники".
"Состоялся знаковый, очень важный семинар для художественных школ", - считает старший методистЦентра повышения квалификации работников культуры, печати и информации Минкультуры, печати и информации УР и куратор художественных школ республики Татьяна Евгеньевна Колодкина, -идет реформа дополнительного образования , школы искусств переходят на предппрофессиональные программы, и в этой сфере все стремительно меняется. Нам всем важно понять критерии этого образования, как мы можем развести три, определенные министерством программы: живописи (данный семинар как раз посвящен академической подготовки по программе живописи), декоративно-прикладного творчества и дизайна, поскольку у каждой из них свои задачи и содержание – все эти проблемы и обсуждались на нашем методобъединении.
Среди участников семинара - все ижевские художественные школы и школы искусств, имеющие художественные отделения, школы гг. Сарапула, Воткинска, Можги, представлены практически все районы республики, - всего более 50 участников. 14 января участники семинара собирались на базе ижевской школы искусств № 13, и на два дня площадкой семинара стал ИжГТУ, чему мы рады, и очень благодарны за приглашение декану факультета "РиД .
Как скажется реформа на развитии наших школ - больше всего зависит сейчас как раз от наших участников, от их понимания, и энтузиазма, в том числе. К сожалению, дополнительного финансирования для реализации ФГТ ( федеральные государственные требования, которые оговаривает закон) не предусмотрено, но наша задача в переходный период сохранить то, что ценно, попытаться воспользоваться потенциалом нового статуса этой ступени образования, не пропустить глупостей и поспешности решений, которые всегда появляются на переломе, когда, казалось бы, должна возникать ответственная позиция.
Важно, что мы смогли пригласить на семинар именно авторитетного практика академической школы, разработчика учебных программ, которые дают прекрасные результаты. Вчера как раз состоялся разбор республиканских конкурсных работ академического рисунка, и мне кажется, наши преподаватели услышали много такого, что добавит им убежденности, уверенности и желания работать.
Мы увидели, что классическая русская реалистическая школа присутствует в нашей стране, есть люди, которые ее сохраняют и развивают, что системная серьезная работа способна дать замечательных профессионалов, причем не только в условиях столицы, отбора самых даровитых и т. д. Очень надеюсь, что Виктора Евгеньевича Елизарова мы сможем увидеть в Ижевске еще не раз, и надеюсь на наше партнерское взаимодействие".
Важно, что мы смогли пригласить на семинар именно авторитетного практика академической школы, разработчика учебных программ, которые дают прекрасные результаты. Вчера как раз состоялся разбор республиканских конкурсных работ академического рисунка, и мне кажется, наши преподаватели услышали много такого, что добавит им убежденности, уверенности и желания работать.
Мы увидели, что классическая русская реалистическая школа присутствует в нашей стране, есть люди, которые ее сохраняют и развивают, что системная серьезная работа способна дать замечательных профессионалов, причем не только в условиях столицы, отбора самых даровитых и т. д. Очень надеюсь, что Виктора Евгеньевича Елизарова мы сможем увидеть в Ижевске еще не раз, и надеюсь на наше партнерское взаимодействие".