15 мая министр промышленности и торговли России, к. э. наук Денис Мантуров прочел открытую лекцию в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Глава Минторга рассказал студентам о положении и перспективах развития отраслей российской промышленности на глобальном рынке:
"Тема сегодняшней дискуссии - "Инжиниринг - профессия будущего". Предлагаю построить нашу беседу следующим образом. Сначала я упомяну ставшие уже традиционными страшилки про технологическую отсталость России. Потом расскажу о ситуации в отечественном инжиниринге, проблемах, трендах и перспективах этой сферы. А затем поговорим о формировании научной элиты и развитии высокопрофессиональных кадров.
Постараюсь, чтобы мой монолог не был очень длинным, и у нас осталось больше времени для свободной беседы.
Если оценивать экономику нашей страны и образование только по количественным показателям, то все более-менее неплохо. В мировом рейтинге мы находимся в пределах первой десятки по объему ВВП и доле населения с высшим образованием.
Теперь посмотрите на результаты исследований Всемирного экономического форума, где отражено мнение руководства компаний из разных стран мира. Оценки наших позиций по важнейшим параметрам - качеству образования, уровню инновационности и профессионализму менеджеров - ужасающие. Обоснованы ли они? Не думаю.
Конечно это всего лишь представления о нас. Мы уже привыкли, что они расходятся с реальностью. Но это мнение о стране, которая всегда была и, надеюсь, с Вашей помощью будет в авангарде научно-технического прогресса. И предстоит еще много сделать, чтобы нас воспринимали более адекватно.
Теперь посмотрим более объективную картину. По уровню производительности труда мы пока сильно отстаем от Германии, которая является одним из лидеров по этому параметру. Но более тревожащий факт – это то, что мы начинаем проигрывать Китаю. И прогнозы мировых консалтинговых агентств говорят о том, что этот разрыв может увеличиться.
Хорошие новости - на графике роста средней зарплаты в России. Думаю тех, кто не грезит о лучшей жизни за рубежом, такой тренд вполне устроит. По крайней мере, другие страны БРИКС – не лучшая альтернатива. Хотя на фоне Германии мы смотримся скромно.
А теперь "плохая новость". С ростом зарплат, опережающим повышение производительности, конкурентоспособность наших специалистов на глобальном рынке снижается.
Бороться с этой тенденцией можно только одним способом. Естественно не снижать зарплату, а наращивать производительность труда. То есть, повышать и квалификацию рабочей силы, и технологический уровень производства. Что, собственно, и является предметом особого внимания Правительства и нашего Министерства.
У нас мало новых изобретений и новаций. Россия имеет разработки мирового уровня только по 1/3 из 34 важнейших направлений современной науки и техники.
Отечественные разработки в экономике внедряются мало. До коммерческого использования доведено лишь 16% новых технологических решений. Из них только половина соответствует мировому уровню.
Сейчас на Российскую Федерацию в лице Минпромторга оформлено порядка 700 патентов. Более 500 заявок на рассмотрении. В Роспатенте зарегистрировано и находится на регистрации более 300 объектов авторского права. Около 7000 результатов НИОКР охраняются как секреты производства (ноу-хау).
Эти результаты интеллектуальной деятельности созданы за последние четыре года. Но весь этот массив ввиду законодательных ограничений практически не работал на нашу экономику.
Мы делаем все, чтобы снять эти ограничения. И обеспечить доступность информации о созданных результатах интеллектуальной деятельности. Делаем рассылки широкому кругу компаний и организаций, публикуем на своем сайте.
Чтобы это начало воплощаться в жизни мы переходим к модели передачи прав через предоставление безвозмездной лицензии на результаты интеллектуальной деятельности
Это позволит в короткий срок ввести в хозяйственный оборот максимальное число востребованных объектов интеллектуальной собственности, права на которые сейчас закреплены за Российской Федерацией.
Какой текущий инновационный статус в промышленности? В одних отраслях удается добиться прогресса небольшими средствами. В других результативность вложений невысока.
В большинстве отраслей главная проблема - недостаток ресурсов для инвестиций в производство. А ставки по кредитам для предприятий носят запретительный характер.
Это усугубляется отсутствием актуальных отечественных разработок и оборудования, интересных предприятиям. Налицо разрыв между потребностями экономики в модернизации и возможностями российского научно-исследовательского комплекса. Доля импорта в закупках нового оборудования в металлургии – 48%, машиностроении – 56%, химической промышленности – 60%.
Для уменьшения засилья импорта, мы, конечно же, стимулируем приобретение лучших отечественных средств производства через госзакупки. Но без создания конкурентоспособного на глобальном рынке российского оборудования, наша промышленность не достигнет уровня технологических лидеров. А для этого нужна мощная инжиниринговая отрасль.
Перед тем как говорить о том, что из себя представляет российский инжиниринг, посмотрим на объем рынка пром. инжиниринга в США. Он в 21 раз больше российского. Доли в ВВП также сильно различаются, и не в нашу пользу.
В Штатах высококонкурентный рынок, где действует 142 тысячи компаний, при этом крупнейшие из них занимают не более 5% рынка. В России преобладают крупные инжиниринговые компании, а две из них (Стройгазконсалтинг и Стройгазмонтаж) консолидируют 40% объемов заказов. Это связано с тем, что большую часть спроса составляют масштабные капиталоемкие проекты государства и госкомпаний, которые могут выполнить только крупные инжиниринговые компании.
Сегмент малых и средних инжиниринговых компаний у нас развит слабо. Как правило, это региональные игроки, специализирующиеся на ЖКХ и электросетевом комплексе.
В технологическом плане – глубокий разрыв. В России инжинирингом считается установка оборудования с пусконаладкой. На рынке США практикуется “продвинутый” инжиниринг, охватывающий весь цикл проектирования и строительства. Это подход учитывающий жизненный цикл продукции. Я еще буду об этом упоминать. А вообще это предмет отдельной лекции.
У нас более 70% выручки инжиниринговых компаний формирует нефтегазовый сектор. Но это в основном “низкотехнологичные” работы - строительство нефтегазопроводов и сопутствующей инфраструктуры. Можно сказать о невысокой степени технологического развития ТЭК, несмотря на большие инвестиции.
На втором месте по потреблению инжиниринговых услуг – электроэнергетика. Такой спрос вызван обязательствами энергокомпаний перед государством по модернизации мощностей. Это, кстати, служит ярким примером как административными мерами можно стимулировать рынок. Остальные отрасли пользуются услугами инжиниринга крайне мало.
Причин тому масса. Спектр проблем отечественной инжиниринговой отрасли очень широк. Многие из них требуют оперативного вмешательства государства.
У большинства компаний-заказчиков отсутствует опыт работы по полному циклу проектирования. Не понимая его ценности, предприятие отказывается от данных услуг в пользу сиюминутной экономии.
Крупнейшие компании предпочитают узкий круг аффилированных инжиниринговых структур, что снижает уровень конкуренции. А средние и мелкие заказчики испытывают недостаток собственных средств и проблемы с заемным капиталом.
Со стороны предложения ситуация похуже. Российский инжиниринг пока не отвечает на текущие научно-технологические вызовы. Многие инжиниринговые центры не владеют информацией об актуальных технологиях, методиках проектирования и строительства промышленных объектов. Также не хватает опыта и знаний для реализации контрактов "под ключ". В стране дефицит современного лабораторного оборудования и устаревшая материально-техническая база для НИР и ОКР. Исключение отдельные исследовательские центры крупных частных компаний.
Кадровая ситуация – предмет особого беспокойства. Налицо старение инженерных кадров, т.к. невысокий престиж профессии не обеспечивает приток молодых кадров. Качество инженерного образования на фоне стран-лидеров тоже хромает. Острой проблемой является и дефицит квалифицированных рабочих специальностей.
Наконец, общеэкономические проблемы. Из-за длинного периода окупаемости в ряде отраслей, изыскивать ресурсы на "креатив", т.е. инжиниринг, сложно. Избыточная забюрократизированность, особенно в сфере разрешений на строительство давно стала "притчей во языцех". Наконец, общемировые кризисные явления сильно уменьшили энтузиазм и готовность компаний модернизировать производство.
Какие меры поддержки и развития инжиниринга могут оказать существенное влияние на технологическое перевооружение отраслей?
Главная задача государства – это создать условия для развития инжиниринговой инфраструктуры. Министерство промышленности и торговли разрабатывает Дорожную карту по инжинирингу. Какие меры развития отрасли она включает:
- Прорабатывается вопрос о предоставлении значительных налоговых льгот для инжиниринговых компаний и центров. Речь идет о льготах по налогам на фонд оплаты труда.
- Будет проведена инвентаризация и сформирована база данных по лабораторно-технологическому оборудованию, которым обладают НИИ и университеты. Эта информация будет открыта, и компании будут знать, где можно организовать проведение тех или иных исследований / разработок.
- Совместно с институтами развития мы определяем размер финансовой поддержки в виде госсубсидий, которые будут предоставлены инжиниринговым центрам. Как университетским, так и корпоративным.
- Будет кардинально пересмотрена система нормативов и стандартов, применяемых в инжиниринге с тем, чтобы гармонизировать национальные отраслевые стандарты и классификаторы с международными правилами.
Понятно, что в одночасье все эти вопросы не решить. Но у нас нет другого пути, чтобы ликвидировать технологическое отставание.
России необходимо создавать многоуровневую структуру отрасли и завершить переход от традиционной, старой модели к комплексному инжинирингу.
Основные требования к создаваемой инфраструктуре инжиниринга:
- высококачественное комплексное обслуживание заказчиков, нацеленность на реализацию объекта "под ключ"
- использование высокоэффективных технологий и знаний, принадлежащих различным научно-техническим школам и странам.
На вершине инновационной пирамиды - инжиниринговые компании крупного формата, количество которых, в целях повышения уровня конкуренции, должно увеличится. Их задача реализовывать масштабные ресурсоемкие проекты национальных компаний и привлекать в качестве субподрядчиков небольшие компании, инжиниринговые центры, вузы и т.д. Тем самым будет инициировано создание большого числа мелких игроков, которые смогут предложить свои услуги среднему и малому бизнесу. Предпосылки для развития такого сценария уже есть. Нужны дополнительные стимулирующие меры со стороны государства.
За последние годы государство направило значительные средства на реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и частного бизнеса. Компаниям это дает возможность проводить НИОКР в интересующих областях. А университеты со своей стороны обновляют исследовательскую базу, обеспечивают работой научных сотрудников. Особенно важно привлекать в эти проекты студентов и аспирантов, дать молодёжи шанс самореализоваться, закрепиться в сфере науки и высоких технологий. То есть выполнить основополагающий принцип вашего университета – "Образование через науку". Создание инжиниринговых центров на базе ВУЗов стимулирует появление инновационных продуктов быстрее и дешевле, чем, например, в технопарках или бизнес-инкубаторах.
Жизненный цикл новых наукоемких отраслей промышленности часто очень короток, друг друга сменяют целые семейства технологий. В таких условиях "синхронизировать" образование и хай-тек можно через форсайт-исследования, позволяющие рассчитывать будущие запросы рынка. Следуя общей логике развития отраслей и опираясь на новейшие разработки, можно прогнозировать потребность отрасли в специалистах с определенным набором компетенций.
Вообще технические вузы, особенно такие многопрофильные как МГТУ, могут стать настоящим инкубатором новых инжиниринговых центров. Нужно сформировать инициативные группы студентов и оснастить их необходимым оборудованием. В дальнейшем они могут преобразоваться в небольшие центры, которых так не хватает в российском инжиниринге. Мы прорабатываем вопрос финансовой поддержки таких стартапов. По линии Минобразования помощь может быть оказана в части оборудования.
По линии Минпромторга через стимулирование активности промышленных предприятий в рамках утвержденных бюджетов по отраслевым государственным программам. Ничуть не сомневаюсь, что в дальнейшем, эти молодые инжиниринговые центры станут активными участниками российского, а самые амбициозные, и глобального рынка.
В качестве успешного примера такого рода практики необходимо привести проект политехнического инжинирингового центра и центра стратегического консалтинга, который реализуется в Вашем Университете. Он аккумулирует лучшие мировые практики и технологии по новым материалам, применяемым в оборонной промышленности и гражданском секторе.
Сегодня власть, бизнес, университеты и научные институты должны объединить усилия по развитию инжиниринга. Эффективная диверсифицированная инжиниринговая сеть способна изменить наш индустриальный ландшафт. Она обеспечит рост объемов наукоемкой продукции и высокую локализацию инновационных производств (до 60% добавленной стоимости). Внедрение новых программ и оборудования обновит базовые производственные сектора, сократит цикл разработки перспективных рыночных продуктов.
Это достигается через технологическое партнёрство с инвесторами, цель которого - восстановление недостающих звеньев инновационной цепочки. ВУЗы, НИИ, инжиниринговые центры и компании должны восполнить такие важнейшие элементы технологического процесса как ОКР, прототипирование и мелкосерийное производство наиболее востребованного оборудования.
Нужно не только обеспечить внутренние потребности в современных средствах производства. Новая инновационная цепь позволит противостоять натиску иностранных инжиниринговых игроков и расширить российское присутствие на мировом рынке.
Создание инжиниринговых центров и компаний увязано с инициативой государства по формированию сети инновационных кластеров.
Сейчас она насчитывает 25 отраслевых кластеров, расположенных в разных уголках страны. Наличие инжиниринговой среды в регионах существенно расширит спрос на данные услуги. Активизирует технологические запросы бизнеса на местном уровне. Кроме того, в госпрограммах развития отраслей мы предусмотрели целый ряд инструментов, стимулирующих рост вложений в инновации.
Программа формирования общероссийской сети инжиниринговых центров позволит:
- создать широкий спектр предприятий инновационного бизнеса – бизнес-юнитов;
- добиться роста инновационной активности компаний и привнести новейшие мировые технологии в инжиниринговую сеть страны.
- сформировать научно-образовательные "технохабы" для подготовки кадров нового поколения, соответствующих проблемам и перспективам XXI века.
Сегодня в России работает модель подготовки кадров, которая способна обслуживать только типовой жизненный цикл технологий традиционных индустрий. Эта модель предполагает длинный промежуток времени от возникновения в экономике новой задачи, осознания потребности в новых специалистах и формирования учебных программ до подготовки и выпуска нужных профессионалов. Она совершенно не годится для новых рынков – вызовов времени.
Мировыми трендами современной промышленности признаны новые материалы, умные среды, планирование жизненного цикла продукта и цифровое моделирование как основа проектирования и инжиниринга. Революционные изменения в этих сферах уже происходят, воплощаясь в реальности.
С вашего позволения, остановлю внимание на рынке композитов, так как он, по оценке экспертов, будет определять более 80% приоритетных разработок новой техники в ведущих областях экономики.
Новые, проектируемые композитные материалы позволяют задавать необходимые параметры на микроуровне, Отсюда принципиально новые характеристики привычных изделий. Получаемая продукция имеет широкую, в отраслевом плане, сферу применения.
Речь идет о так называемых "сквозных", кросс-отраслевых инновациях, дающих результаты сразу в нескольких областях применения.
Кроме того, новые материалы стали родоначальниками так называемой "невозможной геометрии" - недопустимых ранее проектов зданий, особенно в сочетании с цифровым моделированием.
Инновационная отрасль композиционных материалов в России находится в начале своего пути. Совсем недавно мы утвердили госпрограмму, в которой определены планы ее развития. Целевая установка программы - увеличение отечественного рынка композитов как минимум в 10 раз. Для ее выполнения предусмотрено создание сети испытательных, инжиниринговых и сертификационных центров, развитие национальной базы НИОКР, участие в реализации важнейших инновационных и инвестиционных проектов отрасли.
Теперь попробуем "заглянуть" за горизонт, чтобы увидеть развитие компетенций инженеров будущего, работающих в отраслях-лидерах. На сегодняшний день в России дефицит специалистов, способных организовать эффективное инновационное производство. Речь идет об "интеграторах" - специалистах, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. Еще нужны "трансляторы", то есть те, кто умеет увязывать высокотехнологичные процессы разных отраслей.
В среднесрочной перспективе встанут задачи по работе с рынком и улучшению инноваций. На этом этапе экономике потребуются специалисты, способные адаптировать новые продукты сообразно нуждам рынка. А также эксперты по выработке межотраслевых стандартов и приведению их в соответствие с международными.
Наконец, в долгосрочной перспективе нужно будет создавать новые прорывные технологии и целые системы технологий для кросс-отраслевого применения.
Проектировать и поддерживать такого рода инновации могут только люди, умеющие мыслить и работать масштабно. Это "системные архитекторы". При выходе России на мировые рынки инновационной конкуренции наиболее востребованными будут специалисты, обладающие знаниями и навыками из нескольких научных и технических областей. Кроме того, экономическая компетентность станет универсальным требованием к "технарям". То есть нужен не просто инженер. Значительно большую ценность будет иметь инженер-экономист.
Кроме предметных знаний, есть еще набор необходимых надпредметных компетенций.
Они включают умение коммуницировать, быть частью международного творческого коллектива. Специалист будущего должен владеть иностранными языками, понимать другие культуры и глобальные правила игры, уметь выстраивать партнерские отношения на международном уровне. Без этого трудно представить высококвалифицированного и столь же высокооплачиваемого специалиста. А фундамент любого инновационного менеджера – это системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость и навыки саморазвития.
Думаю, что получение диплома такого вуза как МГТУ будет означать, что вы в полной мере обладаете всеми упомянутыми компетенциями.
Перед нашей страной сейчас стоят важнейшие задачи – преодолеть имеющееся отставание в уровне технологий и создать условия для качественного роста нашей промышленности. Для этого нам нужно вырастить новое поколение специалистов мирового уровня: ученых, конструкторов, инженеров.
Эта цель столь же сложна, сколь амбициозна. Достаточно посмотреть на показатели KPI Национальной системы компетенций, разработанной Агентством стратегических инициатив. Эти цифры не шапкозакидательство, а расчет наших возможностей, которые, уверен, безграничны.
Дорогие друзья, в завершение своего выступления, я хочу пожелать Вам творческих успехов. Инженерное дело - это очень увлекательная и перспективная отрасль. Мечтайте и творите, и вместе мы сможем изменить наше будущее. Спасибо вам за то, что пришли на сегодняшнюю лекцию. Отдельные слова благодарности руководству МГТУ за предоставленную возможность выступить в крупнейшем техническом университете страны".
Источник: minpromtorg.gov.ru
Посмотреть ролик лекции:minpromtorg.gov.ru