Статистика развития образовательных учреждений с национальным (удмуртским) компонентом содержания образования в Республике Татарстан (конец XX – начало XXI в.).
Автор – к.и.н., научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН Васина Татьяна Анатольевна.
Статистика развития образовательных учреждений с национальным (удмуртским) компонентом содержания образования в Республике Татарстан (конец XX – начало XXI в.)
Т.А. Васина
Статистика развития образовательных учреждений с национальным (удмуртским) компонентом содержания образования в Республике Татарстан (конец XX – начало XXI в.)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Ресурсный потенциал удмуртов в различных социо- и этнокультурных средах», № 12-31-01011
Ареал компактного проживания удмуртов охватывает в России территорию Удмуртской Республики (УР), районы Республик Татарстан (РТ), Марий Эл, Башкортостан, Пермского края, Свердловской области. Известны локальные этнические группы – куединские удмурты (Пермский край), янаульские и татышлинские (Республика Башкортостан), красноуфимские (Свердловская область) и др.[1] В ТАССР / РТ удмурты составляют следующую долю: по данным переписей 1959 и 1970 гг. – 0,8 % населения, 1979 и 1989 гг. – 0,7 %, 2002 г. – 0,6 %[2]. По определению Л.Н. Мазур, «живя в иноэтническом окружении, они приобретают специфические черты, вместе с тем сохраняя многие традиционные элементы быта, культуры, языка»[3]. Родной язык является значимым социальным ресурсом, используемым в общении; востребованность родного языка в экономической, общественной, культурной сферах может превратить его в мощный социокультурный капитал и оказывать позитивное воздействие на положение человека в социуме (Г.А. Никитина).
Закон РТ от 08.07.1992 № 1560-XII (ред. от 03.03.2012) «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» предусматривает в области сохранения, изучения и развития языков РТ развитие системы образования с целью совершенствования языковой культуры многонационального народа РТ (ст. 6), право свободного выбора языка воспитания и обучения (ст. 8: «Обучение детей родному языку является гражданским долгом родителей»), обеспечение гражданам в РТ условий для изучения и преподавания родного языка (ст. 9)[4]. «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004–2013 годы» (утв. Законом РТ от 11.10.2004 г. № 52-ЗРТ) предусматривает «сохранение и развитие по мере необходимости сети воспитательных и образовательных учреждений (групп), учебных заведений, работающих на родном языке, в местах компактного проживания в Республике Татарстан представителей других народов» (ст. 2.2)[5].
Статистика воспитательных и образовательных учреждений РТ, работающих на родном языке (в частности, удмуртском), хорошо представлена в фондах Национального архива РТ (НА РТ) – Ф. Р-1296 (Госкомстат РТ) и Ф. Р-3682 (Министерство образования РТ).
Динамика дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), использовавших в педагогическом процессе удмуртский язык, показана в табл. 1.
Таблица 1
Количество в ТАССР / РТ детских садов, где работа в группах велась на удмуртском языке (кон. XX – нач. XXI в.)
Годы |
1990 |
1995 |
1998/99 |
1999/2000 |
2000/01 |
2001/02 |
Кол-во ДОУ |
12 |
15 |
14 |
15 |
15 |
15 |
Число детей в них |
278 |
248 |
276 |
298 |
262 |
262 |
Источники: НА РТ. Ф. Р-1296. Оп. 18. Д. 1311. Л. 13 (не пронумерован); Оп. 49. Д. 74. Л. 62; Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. Казань: Магариф, 2002. С. 22.
Согласно табл. 1, в изучаемый период число удмуртских детских садов в РТ несколько увеличилось. К примеру, если в 1990 г. ДОУ, где работа в группах осуществлялась на удмуртском языке, насчитывали 0,5 % от общего числа дошкольных учреждений в республике, то в 1995 г. – 0,7 %. Следует отметить, что указанные в табл. 1 детские сады располагались исключительно в сельской местности (и, следовательно, в 1990 и 1995 гг. составляли 0,9 и 1,1 % от числа сельских ДОУ Татарстана)[6].
Табл. 1 показывает, что количество детей в дошкольных учреждениях на рубеже XX–XXI вв. менялось незначительно, оставаясь практически на одном уровне. Так, по сведениям Госкомстата РТ, в 1990 и 1995 гг. дети в удмуртских ДОУ составляли всего 0,1 % дошкольников республики (или 0,5 % – для сельской местности)[7]. В целом за период можно говорить об определенном сокращении числа детей в удмуртских группах: в 1990 г. на один детских сад в среднем приходилось 23,2 ребенка, а в 2001/02 учеб. г. – 17,5 (табл. 1).
Динамика начальных и средних общеобразовательных школ РТ, использовавших в педагогическом процессе удмуртский язык, отражена в табл. 2.
Таблица 2
Количество в ТАССР / РТ школ, где обучение велось на удмуртском языке
(кон. XX в.)
Годы |
1988/89 |
1990/91 |
1995/96 |
Кол-во школ с удм. яз. обучения |
13 |
13 (0,7 %) |
19 (0,8 %) |
В них детей, в т.ч.: |
189 |
757 (0,2 %) |
753 (0,1 %) |
подготовит. кл. |
13 |
– |
– |
нач. кл. |
176 |
375 |
445 |
5–9 кл. |
– |
382 |
278 |
10–11 кл. |
– |
– |
30 |
Учеников, которые изучали род. яз. как предмет, в т.ч.: |
– |
1202 |
1386 (25 школ) |
нач. кл. |
– |
359 |
446 |
5–9 кл. |
– |
539 |
771 |
10–11 кл. |
– |
304 |
169 |
Примечание: проценты в скобках показывают долю от общего числа школ и учащихся в РТ.
Источники: НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 3. Д. 1098. Л. 1об. (не пронумерован); Ф. Р-1296. Оп. 18. Д. 1311. Л. 111–111об.; Оп. 49. Д. 74. Л. 87–87об.
Приведенные в табл. 2 цифры свидетельствуют, что с конца 1980-х до середины 1990-х гг. в ТАССР / РТ наблюдалось некоторое увеличение числа школ (начальных и средних), в которых для обучения использовался удмуртский язык, и, соответственно, количества учащихся в них. Если в 1988/89 учеб. г. в среднем на одну такую школу приходилось 14,5 учеников, то в 1995/96 учеб. г. – уже 39,6. Материалы НА РТ показали, что в первой половине 1990-х гг. в РТ наблюдалась тенденция к сокращению школ с исключительно русским языком обучения и, напротив, к увеличению образовательных учреждений с нерусскими языками обучения, либо смешанных (с русским и нерусскими языками обучения). И, в частности, доля удмуртских учебных заведений в 1990–95 гг. увеличилась с 0,7 % до 0,8 % от общего числа начальных и средних школ в РТ (табл. 2). Кроме того, с 1990 г. в статистических ведомостях дополнительно стали упоминаться учащиеся, изучающие родной язык как предмет (в т.ч. удмуртский язык изучали в 1990/91 учеб. г. 0,7 % от общего числа таких учеников в РТ, в 1995/96 учеб. г. – 0,4 %). По табл. 2 заметно, что основная масса детей посещала начальные классы (особенно в 1988/89 учеб. г.), к середине 1990-х гг. увеличивается число школьников в средних и старших классах.
Авторы издания «Язык и этнос на рубеже веков…» приводят немного иную статистику для последующего периода – рубежа XX–XXI вв. (возможно, суммируя школы с удмуртским языком обучения и школы, где родной язык изучался как предмет): по их сведениям в 1998/99 учеб. г. в РТ насчитывалось 42 удмуртские школы (в них 2385 детей), в 1999/2000 – 44 (2514), в 2000/01 – 45 (2452), в 2001/02 – 45 (2419)[8]. Таким образом, в это время наблюдался небольшой рост количества образовательных учреждений с удмуртским компонентом содержания образования, но число детей в них, напротив, несколько сократилось: в 1998/99 учеб. г. в среднем на одну удмуртскую школу приходилось 56,8 ребят, в 2001/02 учеб. г. – 53,8. К 2007 г. доля удмуртских школ заметно уменьшилась, о чем может свидетельствовать перечень образовательных учреждений РТ с этнокультурным (удмуртским) компонентом содержания образования (см. Приложение 1).
Особое место в системе национального образования занимает Кукморский район – территория компактного проживания удмуртов, составляющих здесь заметную часть населения, по сравнению с другими муниципальными образованиями РТ: по данным переписи 1970 г. – 9222 чел. (15,8 %), 1979 г. – 8719 (15,6 %), 1989 г. – 7243 (14,5 %), 2002 г. – 7644 (14,2 %)[9].
Еще на рубеже XIX–XX вв. в удмуртских деревнях Мамадышского уезда Казанской губернии (современного Кукморского района) возникли братские школы и школы грамоты: д. Балды-Кня (1895 г.), д. Верх. Кузмесь (1909 г.), д. Верх. Кукмор (1884 г.), д. Верх. Шунь (1910 г.), д. Верх. Юмья (1898 г.), д. Куркино (1886 г.), д. Лельвиж (1900 г.), д. Ниж. Кузмесь (1874 г.), д. Ниж. Кукмор (1883 г.), д. Ниж. Русь (1890 г.), д. Нов. Каенсар (1898 г.), д. Нов. Кукмор (1903 г.), д. Ошторма-Юмья (1897 г.) – в дополнение к церковно-приходской школе 1845 г., д. Ср. Кукмор (1898 г.), д. Ст. Каенсар (1887 г.), д. Ст. Кня-Юмья (1898 г.), д. Ст. Уча (1880 г.), д. Ст. Юмья (1885 г.), д. Студеный ключ (1898 г.)[10]. Это были начальные учебные заведения, содержавшиеся преимущественно на средства крестьян, с курсом обучения, приравненным к программам церковно-приходских школ, нередко носившие миссионерский характер.
В 1988/89 учеб. г. в ТАССР из 13 школ с удмуртским языком обучения и 189 учащихся в них (см. табл. 2) в Кукморском районе располагались 11 (170 учащихся), остальные 2 (19 детей) – в Мамадышском районе (дополнительно в Менделеевском районе удмуртскому языку обучались 24 ребенка в начальных классах)[11]. По данным на 2007 г., в Кукморском районе располагались 12 начальных и 6 средних образовательных учреждений с удмуртским компонентом содержания образования (см. Приложение 1).
Сегодня «Кукморский район стоит особняком по развитию национального образования и является базовым в республике…За последние годы по проблемам развития национального образования проведено более 10 семинаров-совещаний, конференций с участием представителей республик Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан, Кировской области РФ. На Кукморской земле прошло заседание выездной коллегии Министерства образования и науки РТ с участием представителей Союза писателей, министерств образования Удмуртии и Марий Эл, на котором опыт работы образовательных учреждений по выполнению Закона о языках народов Республики Татарстан получил положительную оценку. В районе удмуртские, марийские школы и детские сады работают по учебному плану с этнокультурным компонентом. Образовательный процесс в начальных классах ведется на родном языке, а в старших классах – на русском. Кукморский район сотрудничает с соседними республиками с 1994 г. на основе двусторонних договоров. Семинары-совещания с участием представителей Удмуртской Республики – ученых госуниверситета, преподавателей, представителей СМИ – прошли в общеобразовательных школах деревни Починок Сутер, сел Нижняя Русь, Средний Кукмор, Ошторма Юмья»[12].
Основные выводы статистического исследования:
1) воспитательные и образовательные учреждения с удмуртским компонентом содержания образования располагаются в сельской местности РТ, большей частью на территории Кукморского района;
2) в изучаемый период выявлено небольшое увеличение количества ДОУ; параллельно отмечено некоторое сокращение числа детей в группах, вероятно, являющееся отражением общей демографической ситуации;
3) основные типы удмуртских школ – начальные и средние общеобразовательные;
4) увеличение количества удмуртских школ происходило на фоне общей тенденции роста числа образовательных учреждений с нерусскими языками обучения; в то же время статистика показала сокращение контингента учащихся в расчете на одну школу;
5) поскольку на территории РТ удмуртский язык не является государственным, то можно отметить отсутствие здесь системы непрерывного образования на родном языке (по схеме: дошкольное, начальное, среднее и высшее образование).
Приложение 1
Перечень образовательных учреждений РТ с этнокультурным (удмуртским) компонентом содержания образования
(по данным на 2007 г.)[13]
Агрызский муниципальный район:
Бавлинский муниципальный район:
Балтасинский муниципальный район:
Кукморский муниципальный район:
Мамадышский муниципальный район:
Менделеевский муниципальный район:
Воскресные школы:
[1] Мазур Л.Н. Села и деревни Среднего Урала в XX веке: Статистико-этнографическое описание. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. С. 90–91.
[2] Национальный состав населения Республики Татарстан: статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., том 4 / Комгосстат РТ. Казань: Издательский центр Комгосстата РТ, 2004. С. 7–8.
[3] Мазур Л.Н. Указ. соч. С. 91.
[4] Закон РТ от 08.07.1992 № 1560-XII (ред. от 03.03.2012) «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] // Национальная библиотека РТ. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/legal_info/zrt/lang.htm (дата обращения: 16.11.2012 г.).
[5] Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004–2013 годы» (утв. Законом РТ от 11.10.2004 г. № 52-ЗРТ [Электронный ресурс] // Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям. URL: tatmedia.ru›52-zrt.doc (дата обращения: 16.11.2012 г.).
[6] НА РТ. Ф. Р-1296. Оп. 18. Д. 1311. Л. 13 (не пронумерован); Оп. 49. Д. 74. Л. 62.
[7] Там же.
[8] Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. Казань: Магариф, 2002. С. 22.
[9] Национальный состав населения Республики Татарстан. С. 85.
[10] Беркутов В.М. Нырьинская старина в облике Кукморского региона. Казань: Изд-во «Дом печати», 2003. С. 57–62.
[11] НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 3. Д. 1098. Л. 21об., 25об., 26об.
[12] Кукморский край / Авт.-сост. С.А. Сафина. 2-й т. Издат. дом «Новости МИРА», 2010. С. 26–27.
[13] Образовательные учреждения с этнокультурным (чувашским, удмуртским, марийским, мордовским, еврейским, башкирским) компонентом содержания образования. Справочник. Казань: РИЦ «Школа», 2007. 48 с.