Автор – магистрант ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Корепанова Надежда Витальевна. Научный руководитель – доктор технических наук, профессор Тюрин Александр Павлович.
Особенности снижения шума автотранспортных средств производителями.
Н. В. Корепанова, магистрант, e-mail: nadekor@mail.ru
д-р.техн.наук, профессор А. П. Тюрин
Создание бесшумного автомобиля невозможно так же, как невозможно построение вечного двигателя. Однако вполне законна постановка задачи о создании автомобиля, обладающего минимальным акустическим излучением. Естественно, что приближение конструкции автомобиля по качеству к конструкции с минимальным акустическим излучением возможно при использовании, прежде всего средств, которые представляет акустика в распоряжение инженера-исследователя и конструктора-производителя.
При движении автомобиля шум создается двигателем внутреннего сгорания, шасси автомобиля (в основном механизмами трансмиссии и кузовом) и в результате взаимодействия шин с дорожным покрытием.
У технически исправного легкового автомобиля, имеющего небольшой пробег, основной источник шума – взаимодействие шин с дорожным покрытием, у грузового автомобиля шум шин составляет меньшую долю. В результате взаимодействия колеса с дорожным покрытием возникает шум, уровень и характеристики которого зависят от типа автомобиля, конструкции подвески, рисунка протектора, нагрузки на шину, ее жесткости и давления в ней.
Шум от работы двигателя внутреннего сгорания возникает во впускном тракте карбюратора и трубопроводе; в газораспределительном клапанном механизме в результате взаимодействия толкателей с клапанами; в зубчатых, а также в цепных и ременных передачах между коленчатым и распределительным валами; в системе охлаждения двигателя вследствие работы вентилятора, ременной передачи и водяного насоса; в выпускной системе. Шум возникает также в зубчатых зацеплениях коробки передач и ряде других второстепенных (по шуму) механизмов.
В элементах шасси технически исправного (нового) автомобиля и его кузове шум создается при работе механизмов трансмиссии элементах подвески и в результате обтекания кузова воздушным потоком при движении.
Фактически шум создают транспортные потоки, и уровень его может меняться от очень многих причин, основными из которых являются; техническое состояние, скорость движения и режимы движения автомобиля; тип и состояние дорожного покрытия; состав и характеристики транспортного потока, в котором движется автомобиль; градостроительные особенности магистрали. При исследовании влияния срока службы автомобиля на уровень создаваемого шума установлено, что он возрастает в среднем на 1,5– 2,5 дБ по шкале А в год. При этом по мере изнашивания автомобиля доминирующее значение приобретают шумы двигателя, трансмиссии, подвески и особенно кузова автомобиля.
Рис. 1. Первичный источник шума – двигатель (воздушный шум), вторичный источник шума – панель кузова (структурный шум).
Таблица 1. Классификация источников шума в автомобиле.
Источники шума автомобиля |
|
Первичный |
Результат работы двигателя, КПП, выхлопной системы; также – покрышки и аэродинамический шум (потоки воздуха, обтекающие автомобиль во время интенсивного движения). |
Вторичный |
Результат передачи вибраций деталям автомобиля. Как правило, это двери, арки колесных ниш, крылья, пол и крыша. |
Шум выпускаемых отечественной автомобильной промышленностью транспортных средств в основном соответствует этим нормам. Предварительная оценка шумовых характеристик автомобиля проводится на обкатанном (не менее 3000 км), технически исправном автомобиле по ГОСТ Р51616—2000. В результате оценки устанавливается уровень общего шума внутри автомобиля и снаружи. Однако этих оценочных показателей будет недостаточно для того, чтобы правильно выбрать марку шумопоглощающего материала и место его установки.
Для правильного выбора приемов и методов необходимо знать:
• критические точки на кузове автомобиля, т. е. места кузова, подверженные наибольшей частоте и амплитуде колебаний, вызванных передаваемой от источников вибрацией;
• доли вклада в общий уровень шума внутри автомобиля шумов воздушного и структурного;
• основные пути распространения воздушного и структурного шумов;
• частотную характеристику шума внутри салона и вибрации на панелях кузова, особенно в критических точках.
Шум двигателя увеличивается из-за нарушения герметичности во впускном и выпускном трактах и изнашивания вращающихся деталей. Вследствие изнашивания сопряженных пар повышается шум в трансмиссии и подвеске. Особенно возрастает шум кузова из-за ослабления крепления его элементов и снижения общей жесткости конструкции, что неизбежно приводит к вибрации кузова.
Методы снижения уровня шума автомобилей
Для снижения шума автомобиля, прежде всего, стремятся конструировать менее шумные механические узлы; уменьшать число процессов, сопровождающихся ударами; снижать величину неуравновешенных сил, скорости обтекания деталей газовыми струями, допуски сопрягаемых деталей; улучшать смазку; применять подшипники скольжения и бесшумные материалы. Кроме того, уменьшение шума автомобиля достигается применением шумопоглощающих и шумоизолирующих устройств.
Шум во впускном тракте двигателя может быть уменьшен с помощью воздухоочистителя специальной конструкции, имеющего резонансную и расширительную камеры, и конструкций впускных труб, уменьшающих скорости обтекания внутренних поверхностей потоком топливовоздушной смеси. Эти устройства позволяют снижать уровень шума впуска на 10–15 дБ по шкале А.
Уровень шума, при выпуске отработавших газов (при их истечении через выпускные клапаны), может достигать 120–130 дБ по шкале А. Чтобы уменьшить шум при выпуске, устанавливают активные или реактивные глушители. Наиболее распространенные простые и дешевые активные глушители представляют собой многокамерные каналы, внутренние стенки которых изготовлены из звукопоглощающих материалов. Звук гасится в результате трения отработавших газов о внутренние стенки. Чем больше длина глушителя и меньше сечение каналов, тем интенсивнее гасится звук.
Реактивные глушители представляют собой сочетание элементов различной акустической упругости; снижение шума в них происходит вследствие многократного отражения звука и возвращения его к источнику. Следует помнить, что чем эффективнее работает глушитель, тем больше уменьшается эффективная мощность двигателя. Эти потери могут достигать 15% и более. В процессе эксплуатации автомобилей необходимо тщательно следить за исправностью (прежде всего – герметичностью) впускного и выпускного трактов. Даже небольшая разгерметизация глушителя резко усиливает шум выпуска. Шум в трансмиссии, ходовой части и кузове нового исправного автомобиля может быть уменьшен путем конструктивных усовершенствований. В коробке передач применяются синхронизаторы, косозубые шестерни постоянного зацепления, блокирующие конусные кольца и ряд других конструктивных решений. Получают распространение промежуточные опоры карданного вала, гипоидные главные передачи, менее шумные подшипники. Совершенствуются элементы подвески. В конструкциях кузовов и кабин широко используются сварка, шумоизолирующие прокладки и покрытия. Шум в перечисленных выше частях и механизмах автомобилей может возникать и достигать значительных величин только при неисправностях отдельных узлов и деталей: поломке зубьев шестерни, коробления дисков сцепления, дисбалансе карданного вала, нарушении зазоров между зубчатыми колесами в главной передаче и т.д. Особенно резко возрастает шум автомобиля при неисправности различных элементов кузова. Основной путь устранения шума – правильная техническая эксплуатация автомобиля.
Методы борьбы с шумом можно подразделить на конструктивные и пассивные.
Таблица 2. Методы борьбы с шумом в автомобиле.
Методы борьбы с шумом |
|
Конструктивные методы: |
• применение отбалансированных силовых агрегатов и узлов трансмиссии; |
Пассивные методы: |
• применение шумо-виброизолирующих и уплотнительных материалов; |
Снижению уровня шума двигателей способствуют:
• совершенствование систем впуска горючей смеси (воздуха) и выпуска отработавших газов
• установка на двигателе специальных звуконепроницаемых устройств (капсул), не соприкасающихся с двигателем;
• использование для двигателей других видов топлива, обеспечивающих более плавный рабочий процесс.
• применение для двигателей более совершенных конструкций вентиляторов, создающих внешний шум в диапазоне частот 300... 600 Гц.
Выводы:
1. Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима
2. Уровень внешнего шума регламентируется строго и является одним из тех параметров, который должен контролироваться при государственном техническом осмотре автомобиля.
3. Наибольшее внимание производители автомобилей уделяют снижению уровня именно внешнего шума, чему способствуют конструктивные улучшения двигателей, глушителей и других агрегатов.
Список литературы
1. Сайт компании «Автонаходка.ру». [Электронный ресурс] URL: http://www.autonahodka.ru/dokumentatsiya/stp/
2. Теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник / В. К. Вахламов, А. А. Юрчевский, -М. :Академия, 2003. -815 с.
3. Экология и экологическая безопасность автомобиля : учебник / М. В. Графкина, В. А. Михайлов, К. С. Иванов. - М.: ФОРУМ, 2009. - 320 с. - (Высшее образование)