Индекс материала |
---|
Формула успеха: ИжГТУ плюс? |
Быть на своем месте |
К оружию! |
Делай то, что любишь делать. |
Дело подобно автомобилю: само по себе оно будет двигаться только под гору.
Заповедь американских менеджеров.
"Что такое успешность? Безусловно, каждый человек определяет ее по-своему, и критерии самые разные: кто-то успешно женился, кто-то успешен в служебной деятельности и т. д.
Если меня считать успешным, - наверное, я таковым являюсь, - то для себя я это определяю соответствием внутреннего содержания тому статусу, который на сегодняшний день у тебя есть. Иными словами, чувством внутреннего комфорта: то, что ты не занимаешь чужого места, а ты на своем месте - это раз, и одновременно, этот статус дает тебе возможность себя реализовывать.
Полного удовлетворения, конечно, быть не может, - человек всегда должен стремиться к большему и ставить перед собой новые задачи. Что нужно для этого? Я бы, наверное, выстроил такую иерархию факторов: ничего нового не скажу, но начал бы я со здоровья. Нравственно и физически здоровый человек имеет возможность получить хорошее образование. Хорошее образование - т. е. его необходимый объем, умение, привычка и способность постоянно учиться, адаптироваться - это уже производная для будущего, для успешной карьеры, которая, в свою очередь, - еще и возможность материального благополучия...
Фактор удачи и случайности присутствует, конечно, это аксиома. Кто-то мудрый сказал: факторами успеха являются три момента: "у кого родится, на ком женится и с кем подружится"
Но, если его величество случай - это встреча с людьми, которые влияют на твою судьбу, то я теперь задумываюсь: случайность это или предопределенность? Ведь мы сами выбираем дороги, по которым мы ходим, где кого-то встречаем или находим попутчиков...
Такие люди, сыгравшие существенную, а то и определяющую роль в моей образовательной, профессиональной, жизненной траектории были и есть.
Я закончил 8 классов, запоем читал журналы "Техника- молодежи" и " Рационализатор и изобретатель", много чего делал своими руками, бегал в секцию мотокросса и мечтал, что буду заниматься самой современной техникой - тогда только-только появились роботы-манипуляторы, которыми бредили многие мальчишки...
Поэтому в Индустриальном техникуме я выбрал "модную", как мне казалось, специальность: автоматические устройства, в полной уверенности, что там учат как раз таким системам. Но вскоре я обнаружил, что эта специальность - ничто иное, как "чистой воды пушкарь", а автоматические системы - это системы огнестрельного оружия. Правда, и качество подготовки, и коллектив, и педагоги мне понравились, было интересно, и я решил, что надо остаться, - о чем нисколько не пожалел в будущем. Очень мужская профессия, навыки которой пригодились на все 100%
Тогда же в моей жизни появился друг, мнение которого я очень ценил и ценю. Он тоже учился в техникуме, был командиром зонального стройотряда, а я - линейного. Он поступил в ИМИ на экономический факультет и своим примером заставил меня задуматься о профессиональном росте.
К тому времени я уже пришел на Ижмаш. Там, среди старших коллег тоже были люди, которые очень хорошо понимали, кто и что требуется сейчас на производстве, они тоже настоятельно советовали мне учиться. В начале 80-х гг. реальный сектор, предприятия уже задыхались без специально подготовленного современного менеджмента, это просто был вакуум. Требовались люди, у которых техническая подготовка сочеталась со знанием организации производства, основ управления и экономики, а между тем, на экономические факультеты шли, в основном, девушки.
Самое приятное воспоминание моего студенчества - это, конечно, строительные отряды. Потрясающая школа, великолепная база для дополнения к теоретическому обучению, соединение теории с практикой, наконец, возможность неплохо заработать. Для молодого человека ощущение самостоятельности и финансовой независимости - важный стимул к развитию, ведь за два месяца работы в ССО можно было на год обеспечить себя всем необходимым. Но, главное, в ССО возникала необходимость брать на себя ответственность - не только за себя самого, а за жизни многих людей.
Кроме того, студенческие отряды - это очень насыщенная событиями и взаимоотношениями жизнь, мы всегда были в гуще всех дел и мероприятий. Особое событие в этой череде - то, что студенты наших вузов доверили мне представлять их в 1987 году на ХХ съезде комсомола.
Сказать, что мы ехали туда как на праздник - это не выразить нашего ощущения. Мы ехали туда, как революционеры, с ощущением, что это исторический съезд, где будут приняты глобальные, судьбоносные решения. Очень много ждали от него и серьезно готовились: шлифовали выступления, оттачивали формулировки вопросов, встречались с комсомольцами города и республики, чтобы понять, чем живет молодежь и т. д. Масса всех этих впечатлений: и груз ответственности, и праздничное воодушевление - все это было.
И сам съезд не разочаровал - были интересные выступления, были приняты серьезные программные документы. Это, действительно, оказался переломный момент, но последующие события показали, что этот съезд был предпоследним для комсомола.
До сих пор мои друзья - из юности, из стройотрядов, в том числе, практически все, кто прошел такую великолепную школу, как "КУБ"(коммунистическая ударная бригада). Это люди, как правило, успешные, состоявшиеся в жизни и карьере, люди особенной закваски, свого стиля и отношения к делу.
Мы были молоды и счастливы: у нас были цели и идеалы, некий внутренний стержень, и, надо сказать, обстановка, в которой мы жили, тоже была особенной. Безусловно, есть своя стилистика, некая специфика ИМИ-ИжГТУ, которую легко заметить даже в сравнении со многими техническими вузами. А собственно экономистов -выпускников ИМИ , конечно, отличает достаточно широкий спектр экономических знаний в сочетании с очень детальной, практической технической жилкой.
Безусловно, в период учебы и работы в вузе на меня оказали сильное влияние старшие коллеги - профессора Иван Кузьмич Пичугин, декан Юрий Александрович Каюров, Николай Васильевич Семенов, - мой наставник и человек, давший мне рекомендацию в партию, - очень много хороших людей, которых я могу назвать с полным, наверное, правом, своими учителями.
По окончании аспирантуры института народного хозяйства им. Плеханова мне предложили остаться в Москве: работа на кафедре, очень популярная тогда хоздоговорная тематика, в общем, можно было найти применение своей голове.
Наверное, так оно бы и случилось, и именно так поступило абсолютное большинство моих коллег, приехавших с разных концов СССР. В столице жилищный вопрос всегда был сложным (у меня уже была семья), я чувствовал ответственность за родителей, но на другой чаше весов все-таки были заманчивые московские перспективы. Однако, я вернулся в Ижевск
Немалую роль в этом сыграл ректор ИМИ, Иван Васильевич Абрамов. В первом же разговоре он мне пообещал, что в самое ближайшее время поможет решить жилищный вопрос, и предложил ответственную, очень интересную, важную работу - возродить экономический факультет. Пока я учился в аспирантуре, в ИжГТУ закрылся инженерно-экономический факультет. Это была колоссальнейшая ошибка, и не руководства, здесь сказалась общеполитическая ситуация, но так или иначе, экономистов в механическом институте тогда не готовили.
Иван Васильевич сыграл серьезную роль в моем становлении, как руководителя - сначала факультета, а потом и в качестве проректора. При этом уже в 90-ее годы в техническом университете были необходимые условия и для научного роста, - я защитил докторскую диссертацию.
Что касается дальнейшего развития событий, то можно относиться к этому по-разному: считать все счастливой случайностью или предопределенностью. Думаю, хватает и того и другого. Возможно, все случайности в нашей жизни - это неизвестные нам закономерности. Так или иначе, я оказался в кресле министра образования Удмуртской Республики.
Можно ли сказать, что это единственная мечта всей моей жизни? Наверное, нет. Но тот пласт ответственности и значимость работы, которой приходится заниматься - это с одной стороны, и, с другой стороны, - осознание грандиозных изменений в республике, к которым ты сопричастен, сознание, что это когда-то будет связано и с моим именем - все это дает определенные силы и аргументы, чтобы делать эту работу.