Индекс материала |
---|
Формула успеха: ИжГТУ плюс? |
Быть на своем месте |
К оружию! |
Делай то, что любишь делать. |
Думай, что ты способен на то или иное свершение,
или думай, что не способен: ты всегда окажешься прав.
Генри Форд
"Формула успеха? Наверное, надо заниматься тем, что ты любишь. Хотя, конечно, в самом понятии "успешность" есть и общественное признание, и некая публичность, и конкурентные характеристики.
У меня сложная биография - я работал в органах власти, входил в госаппарат, был и являюсь депутатом, и все же, придаю большее значение личной самооценке, когда я чувствую себя комфортно. Скажем, мой бизнес, мое дело, - оно не огромно, не является сногсшибательным, но приносит внутреннее удовлетворение от сделанного. Мы достаточно успешно работаем, выходим на рынок с новыми проектами и продукцией, наш бизнес социально ориентирован. И новое дело, решение новых задач меня увлекает - есть азарт.
Несколько проектов в жизни приходилось начинать буквально с нуля, среди них были уникальные. Достаточно вспомнить наши четырехзначные телефонные номера, когда мы еще не имели возможности иметь настоящие телефоны, - а к нам уже шли люди, это многим оказалось интересно и нужно. Фактически, когда мы вышли уже с настоящим продуктом, на рынке именно мы сделали прорыв, заняли доминирующее положение. Теперь с нашими телефончиками и доярки, и механизатор, и маленькие дети ...
Масштаб дела, его общественное признание - это очень много, хотя все же внутреннее ощущение, сознание, что что-то сделано, - для меня важнее.
Ответственности за то, что делаешь, необходимости делать его так хорошо, как только можешь - этому замечательно учили у нас в Ижевском механическом, на машиностроительном факультете.
Инженерные традиции в республике давние и замечательные. Я помню времена, когда в "Бауманке" проводились научные студенческие конференции, куда съезжались представители десятков технических вузов страны - и половину секций вели именно наши профессора! По комсомольским делам я тогда много ездил, побывал во многих технических вузах - в Грузии, в Пермском, Челябинском политехе , и везде видел, что мы имеем какое-то свое лицо, некую совокупность всего, что было в Ижевском механическом нельзя было спутать ни с кем. Талантами мы не обижены, многое умели и умеем делать.
С нами были истинные ученые и преподаватели, настоящие профессионалы, - и мы это видели и знали. У студентов ИМИ была необыкновенная гордость за сопричастность к этому призванию, за свое настоящее и будущее. И этому очень хотелось соответствовать: от лучших СТЭМ-ов и КВН-нов до постижения вершин в своей профессии. Между прочим, заразительность этого, механизмы нашей психологии, которые включаются при таком общении, до сих пор не до конца изучены . Скажу только: на нас, студентов, это влияло очень сильно.
Несмотря на то, что как раз у меня самого было ощущение, что это "не совсем мое", я сделал неплохой конструкторский проект. Всерьез увлекся наукой, поступил в аспирантуру, - в этом большую роль сыграл мой научный руководитель - академик и тогда ректор ИМИ, настоящий ученый и интеллигент Алексей Матвеевич Липанов.
Со временем, я все-таки распрощался со специальностью и ушел в другой увлекательный водоворот - в политику, потом - в бизнес... Но и это было очень тесно связано со студенческими годами, со всем тем, чем я жил тогда. Какие-то важнейшие качества у меня сформировались именно там: умение преодолевать себя, принимать на себя ответственность.
Даже некое поворотное событие в становлении моей личности произошло именно в ИМИ, в пору студенчества. В юности я был застенчивым, а стал публичным человеком, в чем-то просто другим.
Этот момент я помню до сих пор... Ожнажды на втором курсе состоялось у нас большое собрание, - в зале все учебные группы, весь поток. Обсуждалось дело одного человека, - собственно, речь шла о его защите... Надо было кому-то встать, выйти за трибуну и во всеуслышание честно сказать: на самом деле все по - другому, объяснить всем собравшимся в чем проблема и т. д. И объяснить не чужой равнодушной публике, а своим же друзьям и товарищам, которые тебя знают... Я все-таки тогда встал, и сказал все, что должен был сказать, - буквально с этой минуты я стал меняться....
Потом я был, уж не знаю, плохим или хорошим лидером комсомольской организации и командиром стройотряда - сначала городского, потом республиканского. И мы были лучшими в России!: "Удмуртский стройотряд" - это просто мелькало в газетах, а в 1982 году я был награжден медалью " За трудовую доблесть"... Все это, конечно, сказалось и сильно на меня повлияло.
Потом я был продолжателем движения " Молодые гвардейцы пятилетки". На мой взгляд, это был, хотя и одобренный ЦК партии, но недооцененный в то время проект, фактически, так называемое ступенчатое соревнование.
Суть его состоит в том, что любому человеку очень важно ставить не вообще цель в жизни, а цель или задачу на какай-то реальный, обозримый период времени, который он может представить и реализовать в каких-то достижениях: например, в постижении профессии. В свою очередь, в случае успеха, общество должно человека поощрить. Второй аспект этого развития - мотивация человека. Наши мотивы к действиям - интимная и неоднозначная характеристика, их может быть много, они по-разному и в разной степени на нас влияют и т. д. При этом, любая благородная цель может ничего не стоить, если мотив для ее достижения совершенно иной... Все это меня чрезвычайно и всерьез интересовало (проблема из области акмеологии. Акмеология - научное направления на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин, изучающая развитие человека, " знание о профессионализме" - ред.)
Я начал учиться в Академии общественных наук, защитил диссертацию у авторитетного в этой области ученого Владимира Николаевича Маркина, сразу начал делать докторскую. Хотя даже не степень мне была тогда важна, а именно осознание сделанного, накопленного опыта и того, что происходит вокруг: как раз наступили 90-е гг., которые так изменили нашу жизнь.
Мечтаю, что когда-нибудь напишу об этом книгу: о нашем первом парламенте республики, первых законах, как мы работали и к чему стремились.