О российских ракетчиках - выпускниках ИМИ.
Тринадцатый по счету испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава", осуществленный 7 октября 2010 года с борта атомной подводной лодки "Дмитрий Донской", оказался успешным. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны России, запуск ракеты был произведен из подводного положения в Белом море по полигону Кура на Камчатке. Все боевые блоки ракеты поразили условные цели на полигоне…
Из предыдущих 12 запусков "Булавы" только пять были признаны успешными. Двенадцатый запуск ракеты состоялся 9 декабря 2009 года и был неудачным
- из-за производственного брака раздвижное сопло между первой и второй ступенями не сумело выйти в штатное положение. Согласно планам Министерства обороны России, после успешного запуска "Булавы", который стал первым испытанием ракеты в 2010 году, будут произведены еще два пуска ракеты: один - с борта "Дмитрия Донского" и один- с борта штатного носителя АПЛ "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей".
Р-30 "Булава" (ЗМЗО, РСМ-56), разработка которой ведется Московским институтом теплотехники с 1998 года, станет основным вооружением стратегических АПЛ проекта 955 "Борей". Ракета является трехступенчатой, а ее старт производится в наклонной плоскости, что позволяет производить пуск "Була-вы" в движении под водой. Дальность полета "Булавы" составит около восьми тысяч километров. Ракета сможет нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения мощностью до 150 килотонн каждый и общей массой до 1,15 тонны.
Это событие с радостью было встречено всей ракетной общественностью Удмуртии. Дело не только в том, что ракета "Булава" производится на Боткинском заводе, но и в непосредственном участии инженеров - выпускников нынешнего ИжГТУ в создании морского ракетно-ядерного щита страны.
Так, длительное время работал заместителем Генерального ♦директора Московского теплотехнического института, а с сентября 2009 года по январь 2010 года исполнял обязанности Генерального директора МИТа выпускник ИМИ 1972 года Александр Алексеевич Дорофеев.
Александр Дорофеев родился 13 мая 1949 года в г. Лозовая Харьковской области. Окончил Ижевский механический институт и вечерний спецфакультет Московского института управления им. С. Орджоникидзе. В 2001 года прошел обучение в высшей школе "Институт менеджмента и маркетинга" Академии народного хозяйства при правительстве РФ.
А. А. Дорофеев как разработчик ракетных вооружений начал свою деятельность в Московском институгетепло-техники в качестве молодого специалиста - инженера-конструктора в 1972 году.
С 1973 по 1986 год рабо-тал в 1-м Главном управлении Миноборонпрома CCCR курируя деятельность всех НИИ и КБ главка, а, став начальником отдела, руководил деятельностью Петропавловского завода тяжелого машиностроения, изготавливавшего ракетный комплекс тактического назна-чения "Точка".
С 1986 по 1991 год работал в Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам, где курировал разработки стратегического ядерного оружия, являясь ответственным исполнителем планово-организационных и организационно-технических правительственных документов по разработке, производству и развертыванию в боевом составе Вооруженных Сил ракетных комплексов "Пионер", "Тополь", "Тополь-М", "Ока", "Искандер".
С развалом Советского Союза в 1991 году перешел на работу в Государственный комитет по оборонным отраслям промышленности, где возглавил Главное управление внешнеэкономической деятельности оборонно-промышленного комплекса страны.™
В 1997 году был назначен первым заместителем директора и генерального конструктора Московского института теплотехники. На этом посту он внес значительный вклад
в организацию слаженной деятельности кооперации из более 650 предприятий - раз-работчиков и изготовителей систем и изделий ракетного комплекса "Тополь-М".
В настоящее время Дорофеев принимает непосредственное участие в разработке и изготовлении ракетного комплекса морского базирования "Булава" для Военно-морского флота России, успешно проходящего совместные летные испьггания. /"Военно-промыш-
- ленный курьер" № 19 (285) 20-26.05.2009 г Стр. 04/
Наши земляки также внесли свой вклад в создание подводных кораблей. Созданием атомных подводных лодок для защиты нашей страны от угрозы с морских направлений занимались головные кораблестроительные организации ЦКБ "Рубин", ЦКБ "Малахит", ЦКБ "Лазурит".А всю аппаратуру управления для атомоходов создавало НПО "Аврора", где длительное время успешно работал наш земляк, выпускник ИМИ (ныне ИжГТУ им. М. Т. Калашникова) Юрий Константинович Баженов.
Автору пришлось, как сейчас говорят, "пересекаться" с ним, обучаясь в ИМИ, и, работая в ОКБ-9, а. вернувшись после военной службы в Ижевск, довелось узнать от общих знакомых, что Ю.К. Баженов играл видную роль в создании аппаратуры для управления подводными лодками. Вот что публикуют ныне в Интернете об организации, в которой работал Ю.К. Баженов.
"Концерн НПО "Аврора" сегодня - крупнейший разработчик корабельной автоматики, изготовитель и поставщик аппаратуры управления для боевых надводных кораблей, судов обеспечения ВМФ, кораблей на подводных крыльях и воздушной подушке. За минувшие десятилетия НПО пройден большой путь развития и совершенствования корабельной автоматизации.Деятельность НПО "Аврора" с момента образования в 1970 г. полностью соответствует названию. Как утренняя заря является авангардом дня, так и НПО "Аврора" всегда находится на острие научно-технического прогресса, внедрения в судостроение инновационных технологий. Собственно сам профиль деятельности "Авроры"
- разработка систем и комплексов управления энергетическими установками, движением подводных лодок и надводных кораблей, а также их оружием
- определяет именно такой вектор развития. И именно коллективом "Авроры" созданы уникальные системы управления атомоходов всех четырех поколений.
В активе "Авроры" - комплексы управления для не имеющих зарубежных аналогов десантных кораблей на воздушной подушке "Зубр" и малоэкипажных высокоманевренных подводных лодок проекта 705. Первые в мировой практике системы управления корабельными интерцеп-торами - тоже достижения конструкторов НПО. Признанием значимости вклада предприятия в защиту нашего государства явилось его награждение орденом Октябрьской Революции в 1981 году".
Юрий Константинович Баженов родился 12 сентября 1947 года в селе Карсовай Балезинского района Удмуртской Республики. В 1964 году окончил Карсовайскую среднюю школу и поступил учиться в Ижевский механический институт на Механический факультет на специальность "Стрелковое оружие". Проучившись два года, он перешел на специальность "Ракетостроение". После окончания ИМИ в 1970 году он был распределен на "Уралмаш" в конструкторское бюро, возглавляемое известным конструктором артиллерийских систем Героем Социалистического Труда генерал-лейтенантом-инженером Ф.Ф. Петровым. Там он занимался проектированием концентрических противооткатных устройств для танковых пушек. Такие противооткатные устройства были новинкой своего времени (как сейчас бы сказали - "Ноу-хау").
В 1973 году он переехал в Ленинград и стал работать во Всесоюзном научно-исследовательском институте материалов (ВНИИМат, он же НИИ-13). В связи с требованием военных специалистов об увеличении скорости движения танков, остро встал вопрос по упрочнению основных элементов движителя (гусениц) - траков. Решение этого вопроса было поручено ВНИИМа-ту. Поставленную задачу специалисты института, среди которых был и Ю.К.Баженов, выполнили. Через два года Юрий Константинович перешел на работу в ЦКБ "Аврора" в отдел гидравлического оборудования. В ЦКБ "Аврора" он проработал до конца своей жизни.
Конструкторско-техно-логические разработки внедрялись на строящихся глубоководных аппаратах, изготавливаемых в Северодвинске и эксплуатируемых в Североморске. В 1984 году "за самоотверженный труд по выполнению социалистических обязательств и производственного плана коллектива" имя Ю.К. Баженова было занесено на доску Почета предприятия. Свидетельство об этом подписал Генеральный директор НПО "Аврора" В.В. Войтецкий.
В 1997 году Указом "Президента Российской Федерации Ю.К. Баженову было присвоено звание * "Заслуженный конструктор России" с формулировкой "За создание глубоковод- ных атомных аппаратов".
Успешная работа была замечена руководством, и он был назначен Главным конструктором направления, а затем - заместителем Генерального конструктора по испытаниям. Юрий Константинович лично проверял разработанное ЦКБ "Аврора" на строящихся атомных подводных лодках. Регулярное посещение объектов с атомными энергетическими установками привело к профессиональному заболеванию - у него развилась болезнь легких - альвеолит, от которой он и умер в 2007 году, не дожив до пенсионного возраста.
С. ПАНЧЕНКО, ветеран военной службы, подполковник запаса. Газета "Долг" № 31-32, 2 ноября 2010 г.